Заодно узнали, живы ли ещё анекдоты и почему страшные истории так легко запоминаются.
Многим кажется, что фольклор — это только сказки, былины и частушки. На самом деле в народное творчество входят и другие формы, например мемы, городские легенды и шутки о катастрофах. Фольклорист Никита Петров рассказывает, какие события отражает современный фольклор и будут ли наши дети знакомиться с фольклором по мемам и твитам.
Никита Петров
Фольклорист и антрополог, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС.
О жанрах и формах современного фольклора
— Какие формы принимает современный фольклор?
— К традиционным жанрам, например сказкам и городским легендам, добавились новые явления, и теперь фольклор можно определить как изображения, мемы, слова, действия, даже иногда большие тексты, которые варьируются и распространяются как устно, так и через интернет. Фольклор влияет на поведение людей и создает эмоциональную атмосферу. Мы читаем городскую легенду и испытываем чувство страха, видим мем — и улыбаемся.
Мемы деконтекстуализируются, то есть люди извлекают смысл из изначального контекста и меняют подпись и картинки. Например, мем про котов и торговцев рыбы «Вы рыбов продаёте?» — «Нет, только показываем». — «Красивое» трансформируется в «Вы выдаёте зарплатов?» — «Нет, просто показываю». — «Красивое». И когда мы его видим, понимаем: история с зарплатой, которой всегда мало, касается всех.
Возьмём пост в соцсетях, в котором рассказывают городскую легенду о том, что нужно пить горячую воду от коронавируса. У него есть ветка комментариев — тред, в котором историю начинают обсуждать, делиться похожим опытом. Раньше было такое понятие «быличковый агон», когда люди собирались и рассказывали друг другу истории о мифологических персонажах — домовом, лешем, баннике. И вот эти комментарии тоже былички, только не в устном, а в письменном виде. При этом они стали короче — человек укладывает свой рассказ в три минуты чтения.
— Почему городские легенды и другие нереальные истории так хорошо приживаются?
— Для подобных историй существует термин «прилипчивость». И чтобы они прилипли, нужно две вещи:
- Установка на достоверность. Легенды основаны на собственном опыте, и он заставляет наш мозг пропускать даже недостоверную историю через щит критики. Когда вы говорите «Вот мне один знакомый рассказывал» или «Сам не знаю и не видел, но люди говорили», другой человек уже готов принять эту историю.
- Максимальная отвратительность и мерзость. Такие истории мы лучше запоминаем. Вот пример: «Мои знакомые рассказывали, что во время совместного отпуска в Крыму у них умерла бабушка. Они собрались обратно и положили её на багажник. Бабушка упала, а родственники не заметили. Затем её переехал дальнобойщик. Чтобы замести следы, он забрал тело, а по пути перекинул через забор. За забором была свадьба и стреляли из пистолетов. Гости подумали, что бабушку выстрелом убили».
Мы понимаем, что история может быть нереальной, но прилипчивость заставляет нас этот текст транслировать дальше.
— Анекдоты до сих пор являются частью современного фольклора?
— Их, конечно, часто заменяют мемами, но они живее всех живых. Посмотрите на Анекдот.ру — самый известный сайт русских анекдотов. Там постоянно появляются новые анекдотические ситуации.
Анекдот — коммуникативный жанр, который позволяет рассказать про какую-то проблему.
Например, когда вышли фильмы по книгам Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор», появился такой анекдот: «Стоят на газоне за кинотеатром две козы и жуют плёнку „Ночного дозора“. Одна коза говорит другой: „Слышь, а фильм ничего”. А другая в ответ: „Ну, мне книга больше понравилась“». Здесь отражаются проблемы с качеством российского кино и экранизацией литературных произведений.
У анекдота есть сюжетная схема, которая не меняется со временем. Он, как губка, вбирает в себя новые реалии. Вот анекдот: «Владимир Путин приходит в ресторан с министрами и охраной. К нему подходит официант и спрашивает: „Что вы будете?“ Путин отвечает: „Буду мясо“. Официант уточняет: „А овощи?“ Путин оглядывает стол и говорит: „Овощи тоже мясо будут“». Похожие анекдоты были про других правителей и президентов.
— Как современные платформы влияют на распространение фольклора?
— Благодаря мессенджерам и соцсетям фольклор стал распространяться глобально. Если раньше он не выходил за пределы локальной группы, то сейчас народное творчество попадает на популярный форум и транслируется по всему миру — географические границы стираются.
О событиях, которые отражаются в современном фольклоре
— Насколько быстро актуальные события становятся частью современного фольклора?
— Любое событие, особенно растиражированное СМИ, которое касается частной и общественной жизни, безопасности и здоровья, попадает в фонд фольклора. Это, что называется, «утром в газете — вечером в куплете». Например, заявления чиновников о коронавирусе порождали набор различных текстов. Когда их подхватывал блогер с большой аудиторией, фольклор попадал в рассылки мессенджеров.
Тексты циркулируют, пока не спадёт массовая паника и ажиотаж, а затем ложатся на дно.
Когда происходит похожее событие, старые тексты вновь оживают.
Политические события тоже отражаются в фольклоре. Когда Трамп выиграл праймериз, появились шутки о его новом президентском сроке. Победа на выборах породила новую волну мемов.
В современном фольклоре отражаются и катастрофы — это disaster jokes. Приведу пример: «После крушения самолёта водолазы прочёсывали морское дно. Один из них собрал 18 золотых зубов для своего сына». На первый взгляд, смеяться над этой темой нельзя. Но так люди справляются с травмами и последствиями ситуации. Или истории времён коронавируса, когда все сидели дома. «Грабители под видом соцработников или дезинфекторов ходят по квартирам пожилых и грабят их» — так фольклор отражает моральную панику.
Не весь фольклор закрепляется надолго. На это влияет цензура коллектива — понятие, которое ввели Богатырёв и Якобсон в статье «Фольклор как особая форма творчества». Слова, выражения, городские легенды легко закрепляются, если они попадают в сюжетную схему, которая приемлема для данного общества.
— Что ещё может стать источником фольклора?
— Им могут быть высказывания известных людей. Как один из примеров — фразы Дмитрия Медведева «Хорошего настроения», «Всего доброго», «Денег нет, но вы держитесь», которые стали мемными и используются в различных контекстах.
Ещё пример: некий чиновник сказал, что Иван Грозный убил своего сына во время поездки из Петербурга в Москву. Согласитесь, совершенно аляпистая история, но появилась куча мемов, где Иван Грозный с сыном лежат на полках в поезде «Красная стрела». И люди вспомнили о своих проблемах с поездками — например, что из Питера в Москву практически никогда нет билетов.
Не только высказывания известных людей, но и они сами порождают фольклор. Николай Валуев ведёт детскую передачу «Спокойной ночи, малыши». И вот это несоответствие, когда в одном кадре находится огромный мужик и наши сказочные герои, тоже вызывают волну мемов и шуток.
— Можем ли мы сказать, что фольклор — лакмусовая бумажка, которая показывает текущее состояние общества?
— На самом деле фольклора в нашей жизни не так уж и много — процентов пять-десять от того, что мы говорим и что рассказываем, потому о лакмусовой бумажке говорить сложно. Но у фольклора есть отличная функция — сублимационная. Через него можно проговорить то, о чём мы стесняемся или боимся сказать вслух.
В советское время люди не выражали открыто своё мнение, и появились анекдоты с определённым посылом. Например: «Посетивший СССР Никсон спросил у Брежнева, почему советские рабочие не бастуют. Вместо ответа Брежнев повез Никсона на завод и там обратился к рабочим: „С завтрашнего дня вам будет уменьшена зарплата!“ Раздались аплодисменты. Брежнев продолжил: „Будет увеличен рабочий день!“ Снова аплодисменты. „Каждого десятого будут вешать!“ Опять аплодисменты и вопрос: „Верёвку свою приносить или профком обеспечит?“»
Ещё вариант рассказать о каком-то событии — сочинить или исполнить частушку. Например, муж гуляет на стороне, а делиться этим стыдно. Жена идёт в сельский клуб и исполняет частушку об изменах — и все всё понимают.
Люди с помощью фольклора привлекают внимание к общественно значимым вещам.
Например, популярный мем с упоротым лисом попадает на картинку с бездомной собакой. И мы думаем: зачем? Ровно для того, чтобы люди обратились к проблеме бездомных животных.
О формировании нового русского фольклора
— Как формируется новый русский фольклор?
— Фольклор можно условно разделить на две части. Фольклор-1 — это то, что бытовало и бытует в живой среде. Фольклор-2 — шутки, истории, песни, которые специалисты собирают и классифицируют. И именно второй вариант оказывается новым русским фольклором.
Ревитализация традиционного фольклора
Появляются лектории, посвящённые сказке, формируется сказочная карта России, города борются за право быть родиной Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. Мы могли думать, что традиционный жанр былины уже умер, но это не так. Буквально как грибы после дождя появляются новые исполнители и ездят по городам России. И люди приходят — им кажется, что так они прикасаются к древности.
Русские традиции тоже репрезентируют в новом ключе — берут их за основу и добавляют им современности. Например, дизайнер Алёна Ахмадуллина разбирает хохлому на составные части — мазки, цвета, линии — и использует их в предметах одежды и интерьера. Другой дизайнер, Варвара Зенина, создаёт косоворотки.
Старые схемы и лекала
Они попадают в нынешние реалии и начинают расцветать пышным цветом. Например, политический фольклор существовал всегда. Вспомните анекдот про Сталина: «Сталин был большой учёный: я ему — цитату, а он мне — ссылку». И вот то же самое, но уже без упоминания Сталина, продолжает существовать в современном мире.
— Как мировые тренды и западная культура влияют на русский фольклор?
— Начиная с 2000-х годов история с западным кинематографом породила ответную волну противопоставлений, когда герои русского эпоса или сказок попали в отечественные киноленты. В них, например, три богатыря борются с Годзиллой и пытаются его победить. Теперь в фольклор входят не просто устные традиционные штуки, но и всё, что связано с российским кино и мультфильмами. И когда детей просишь пересказать что-нибудь фольклорное, они рассказывают о сюжетах современного кинематографа.
Западные актёры попадают в фольклор через мемы. Например, мемы с Джоном Траволтой совершенно прекрасны, их используют в разных случаях. В гифках он покачивает головой, и когда люди их пересылают, они таким образом выражают свои эмоции.
О будущем фольклора
— Мы знакомились с фольклором по сказкам и мифам, а наши дети будут знакомиться по мемам и твитам?
— Нет, сказки и мифы — это незыблемые и стабильные жанры, они не исчезнут. Тем более возник совершенно невероятный бум на переиздание фольклорных жанров. Молодые семьи покупают книги и читают своим детям. И понимание фольклора закладывается до того момента, как ребёнок начинает пользоваться гаджетами. Скорее всего, он будет помнить Колобка, а не шутки времён коронавируса.
— Какое фольклорное наследие мы оставим нашим потомкам?
— Мы им оставим городские легенды и страшилки — то, о чём рассказываем им до 12 лет: «Не ходи гулять один, тебя цыганка заберёт», «Не ешь бананы, там на кончике муха сдохла», «Не выходи на улицу с мокрыми волосами, вши заведутся». Это то, что нам рассказывали бабушки. Фольклор часто передаётся не следующему поколению, а через поколение. Наши дети получат и усвоят подобный набор запретов и предписаний и будут это транслировать дальше. И вряд ли придумается что-то принципиально новое.
Что ещё почитать о фольклоре 🌞 С каких героинь русских сказок стоит брать пример Древние мифы и сага о Гарри Поттере рассказывают одну вечную историю. Почему — объясняет культуролог Оксана Седых Что такое социальная ответственность бизнеса: объясняем на русских сказках 7 самых жутких существ из русских народных поверий Зачем смотреть и создавать мемы — рассказывает создатель «Страдающего Средневековья» Юрий Сапрыкин