Порой этих навыков не хватает даже опытным специалистам.
1. Ненасильственное общение
Больше половины россиян хотя бы раз в жизни увольнялись из‑за конфликта на работе. Иногда причина напряжения действительно серьёзные вещи. Например, когда на сотрудника сбрасывают чужие задачи или навязывают чувство вины за отказ работать в выходные. Но даже мелкие неприятности типа разборок из‑за кондиционера могут портить настроение. Такие конфликты легко разрешить, если собеседники умеют доносить свою точку зрения друг другу.
Этот навык называют ненасильственным общением. Он подразумевает, например, что человек основывает свои высказывания на фактах, а не на оценках. Так, замечание «Маша, ты ведёшь себя безответственно» наверняка вызовет обиду или агрессию. А «Маша, я не получил от вас отчёт» обозначит проблему и даст собеседнику шанс объясниться. Этот навык требует практики, поэтому было бы неплохо, если бы его отработка проходила в комфортной среде под наблюдением преподавателя, который подскажет, как улучшить формулировки.
2. Подготовка к трудоустройству
Даже самому талантливому выпускнику придётся писать резюме, искать вакансии, проходить собеседования и встретиться с суровой реальностью, в которой не берут на должность без опыта, но его нельзя наработать без трудоустройства. Хорошо, если к этому времени у человека будет представление, как подсветить в анкете свои сильные стороны и отвечать на вопросы рекрутера так, чтобы тот захотел пригласить на работу даже вчерашнего студента. Но часто осознание приходит только после неоднократных отказов.
Готовить студентов к таким вещам можно уже на старших курсах, так как в это время многие начинают искать стажировки и первые подработки по специальности. Кроме того, полезно рассказать о том, как вычислить неподходящую компанию. Например, насторожиться, если работодатель не может чётко сказать, чем предстоит заниматься, присылает объёмное тестовое задание и подгоняет с его выполнением или предлагает длительный неоплачиваемый испытательный срок.
3. Креативность
В университетах много внимания уделяют соблюдению правил и норм. Бывает достаточно ошибиться в оформлении сноски в курсовой, чтобы её отправили на доработку. Но в жизни часто нужно проявлять нестандартное мышление и быть инициативным. Причём креативность пригодится не только представителям творческих профессий. И в бизнесе, и в разработке цифровых продуктов порой важно находить небанальные решения.
Развивать навык можно и самостоятельно, но лучше тренировать его в группах. Например, составлять с одногруппниками на парах мозаику идей — коллажи на определённую тему из старых журналов, обрезков ткани и лент. Или придумывать вопросы «Что, если?» к гипотетической ситуации. Это позволило бы взглянуть на проблему с нескольких сторон и увидеть разные возможности и последствия.
4. Создание стартапов
О работе в найме мечтают далеко не все: к примеру, почти треть россиян хотели бы иметь свой бизнес. Но без опыта легко набить шишки. Особенно когда речь идёт не о традиционном бизнесе типа кофейни или магазина, а о стартапе. 90% инновационных компаний терпят неудачу из‑за невостребованности продукта, непродуманной маркетинговой стратегии и нехватки денег.
О том, как найти идею, которая понравится покупателям, привлечь инвесторов и развивать компанию, также могли бы рассказывать на парах. Так, в США некоторые успешные стартапы вышли из университетских кампусов. В России тоже вскоре появятся студенческие городки: к 2030 году планируют построить 25 кампусов. Такая структура помогает учащимся развивать совместные проекты, а потенциальным работодателям — нанимать талантливых и перспективных специалистов ещё до получения ими диплома. Кроме того, кампусы могут служить своеобразной витриной студенческих проектов для будущих инвесторов.
5. Очень практическая математика
Взрослая жизнь наступает всегда внезапно, и постигать его экономические азы приходится сразу на практике. Как оплатить услуги ЖКХ, заполнить налоговую декларацию, инвестировать, рассчитать выгодную ипотеку — это лишь малая часть важных вопросов, о которых не говорят на парах. В них легко запутаться, но ошибки в таких случаях чреваты не только потерей времени, но иногда и денег. Например, при вложении в активы, в которых человек не разбирается.
Конечно, в вузах преподают экономику, но речь идёт о теории, а как применить знания в жизни — по‑прежнему непонятно. Математика нужна и на гуманитарных специальностях. Но не со сложными формулами и концепциями вроде теории вероятностей, логарифмов и различных функций, а для повседневных ситуаций. Допустим, чтобы выяснить, действительно ли выгодный кредит предлагают в банке, или максимально эффективно рассчитать личный бюджет на неделю, месяц и даже год.
6. Профилактика выгорания
В современных вузах часто поощряют дух соревновательности, и многие студенты готовы не спать ночами, чтобы выучить все вопросы к экзамену. Эта привычка начинает формироваться ещё в старших классах школы, когда родители и учителя стремятся загрузить ребёнка по максимуму, чтобы тот набрал наибольшее количество баллов на ЕГЭ. Конечно же, оценки важны, но такая модель поведения учит игнорировать личные потребности и самочувствие, а это прямой путь к выгоранию.
На работе с ним сталкиваются 43% россиян. По оценкам некоторых специалистов, восстановление может занять от пары месяцев до нескольких лет. А потому лучше уделить внимание профилактике и уже в вузах приучать студентов составлять более гармоничный личный график.
Во взрослой жизни важно не пренебрегать сном и отдыхом. Например, попробовать йогу и медитации, чтобы справиться со стрессом. Особенно такой курс важен для так называемых помогающих профессий, которые рискуют выгореть больше других, — медиков, преподавателей и социальных работников.