С любым можно договориться, если точно определить его стиль общения и подобрать правильные слова. Представьте, что вы рассказываете начальнику, как идёт работа над одним проектом, а он прерывает вас на полуслове и спрашивает совсем о другом. Или что вы обсуждаете с ним, как решить неотложную задачу, а он интересуется планами на перспективу. Подобные моменты могут вызывать раздражение и недоумение. Казалось бы, вы действуете логично и говорите по делу, но не получаете ожидаемого результата. В таком случае проблема может быть не в вас и не в ваших идеях. Просто у вас с руководителем разные стили общения. Исследования показывают, что на рабочие взаимоотношения могут влиять два ключевых фактора. Первый — доминантность, которая определяет, насколько человек пытается контролировать ситуацию или мысли и действия других людей. Второй — коммуникабельность, от которой зависит, насколько охотно человек выражает эмоции и в какой степени ценит отношения и эмоциональную связь с окружающими. Опираясь на данные исследований, в своей книге «Управление начальством» эксперт в области рабочих отношений Мелоди Уайлдинг описала четыре стиля общения, которые соответствуют четырём типам руководителей. Начальник этого типа действует решительно, быстро и напористо. Его больше заботит, что надо сделать, а не как сотрудники относятся к поставленным задачам. Это не значит, что его совсем не волнует атмосфера в команде, хотя иногда он и пренебрегает эмоциональными потребностями подчинённых. Такой руководитель проявляет участие, когда ставит чёткие амбициозные цели, а не раздаёт награды и комплименты. Командующий нередко придирается к мелочам и строго критикует, но не потому что недоволен работой сотрудников. Им скорее движет желание избежать ошибок и сделать каждую идею сильнее. Поэтому вместо того чтобы в ответ на его критику занимать оборонительную позицию, лучше подкрепить свою точку зрения убедительными данными. Для начальника командующего типа время — ценный ресурс, который нельзя тратить впустую. В разговорах он часто опускает любезности и начинает с главного. Не стоит ожидать, что он будет интересоваться, как подчинённые провели выходные. И надо быть готовым к тому, что на развёрнутое письмо он ответит односложно. Другое типичное поведение командующего — пропускать мимо ушей чужое мнение. При этом он ценит в людях настойчивость и выслушает другую точку зрения, если излагать её уверенно и чётко. В общении с командующим пригодятся, например, такие фразы: Такой руководитель отличается эмоциональностью. Он, как правило, энергичен, настроен оптимистично и полон энтузиазма. Как и командующий, мотивирующий начальник ценит в работе скорость и стремление к высоким целям. Но при этом ему важно выстраивать отношения и быть связующим звеном в команде, чтобы создавать для всех приятную весёлую атмосферу. Однако такой стиль общения, ориентированный на группу, может вызывать чувство подавленности у отдельных сотрудников. Им не всегда удаётся получить от мотивирующего начальника детальную обратную связь или конкретные указания. Кроме того, руководитель этого типа часто пересматривает приоритеты и отменяет совещания в последнюю минуту из-за того, что обдумывает очередную блестящую идею. Тогда сотрудникам приходится самим переносить всё на другое время и постоянно напоминать о новой встрече, иначе начальник о ней забудет. Такое непостоянство может раздражать подчинённых, как и манера давать расплывчатую обратную связь. Проблема в том, что руководитель мотивирующего типа предпочитает вдохновлять команду, а не снабжать её пошаговыми инструкциями. Ему бывает трудно придумать что-то конкретное самостоятельно, поэтому сотрудникам лучше предлагать готовые варианты. Вести конструктивный диалог с таким начальником помогут подобные фразы: Такой начальник внимательно слушает каждого и следит за тем, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием. Общительность делает его похожим на мотивирующий тип, но он более сдержанный и заботливый. Опекающий обеспечивает всё для того, чтобы подчинённые могли спокойно делиться своими мыслями и переживаниями и чувствовали себя в безопасности. В то же время его нерешительность может мешать, особенно в условиях, когда требуется способность действовать быстро и готовность рисковать. Ещё одна особенность опекающего типа в том, что он постоянно контролирует работу подчинённых и вмешивается в неё. Причём из-за его поведения сотрудникам начинает казаться, что это они должны его подбадривать, а не наоборот. С другой стороны, он часто сам завален задачами. Когда опекающий руководитель берёт на себя дополнительную работу, он может считать, что никто лучше него с ней не справится или что таким образом он защищает подчинённых от стресса. Из-за стремления сохранить спокойствие и стабильность в коллективе такой начальник может долго скрывать важную информацию и сообщать новости в последний момент. Так что сотрудникам приходится самим регулярно интересоваться возможными изменениями в работе. Для эффективного взаимодействия с опекающим начальником пригодятся такие фразы: Этот тип начальника скрупулёзно относится к деталям, предпочитает опираться на данные и чаще остаётся в тени, занимаясь тем, чтобы всё работало как часы. Как правило, это серьёзный и сдержанный лидер, которого меньше заботят отношения в коллективе и больше — оптимизация рабочих процессов, стандартов и правил. Под началом такого руководителя скорее нравится работать тем, кто любит чёткие инструкции. Но он также может казаться жёстким и инертным, особенно когда требуется принять нестандартное решение или оперативно изменить подход к работе. Контролирующий начальник опасается новых идей, поскольку видит в них риск допустить ошибку. Он может отвергать любые предложения даже без рассмотрения, поэтому подчинённым следует преподносить их как улучшение привычных процессов, а не как существенное изменение. Работа с таким начальником не обходится без множества согласований и проверок. Это не значит, что он не доверяет своим сотрудникам. Скорее, он верит в то, что две пары глаз лучше, чем одна, когда речь идёт о соблюдении стандартов. В то же время контролирующий начальник ждёт от сотрудников, что они будут экспертами во всём, и нагружает их дополнительной информацией или сложными инструкциями, даже когда они не нужны. Для продуктивной работы с таким руководителем можно использовать следующие фразы: Сотрудники не всегда разделяют подход руководства к работе и не во всём с ним соглашаются. Это нормально по крайней мере до тех пор, пока действия начальника не мешают подчинённым выполнять обязанности. Главное — оставаться наблюдательным и выбирать стратегию в зависимости от стиля общения вашего руководителя. Даже если у вас с ним уже хорошие отношения, они всегда могут стать лучше. Как наладить отношения с руководством🤝6 признаков, что вы воспринимаете начальника как родителяСтоит ли дружить с руководителем и к чему это может привестиЧто делать, если начальник вас беситЧто делать, если начальник пытается контролировать каждый ваш шагЧто делать, если начальник нагружает вас дополнительной работойИсточник: 4 types of bosses, and how to work with each one1. Командующий
2. Мотивирующий
3. Опекающий
4. Контролирующий
