Нам давно пора перестать верить античной пропаганде.
Древний Восток представляется нам сказочной землёй. В фильмах, книгах, комиксах и компьютерных играх он часто выглядит как мир ужасных чудовищ, жутких культов и прекрасных, но очень коварных женщин‑правительниц.
Историк Мария Назарова рассказала зрителям форума «Учёные против мифов», правда ли Восток был настолько непохож на западные страны. И помогла разобраться, почему легенды о неведомых землях привлекали и древних, и современных людей. Лекция выложена на YouTube‑канале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Лайфхакер предлагает вам её конспект.
Мария Назарова Доцент кафедры истории искусств СПбГУПТД. Член российской ассоциации антиковедов. Специалист по искусству и археологии Античного мира и Востока.
Миф 1. Древний Восток был сказочно богат и щедр
К востоку и югу от маленькой Греции было множество земель, в которых царил совсем другой жизненный уклад, иные обычаи и законы. О том, что происходит в далёких царствах, греки узнавали от путешественников. А те рассказывали о несметных богатствах Востока. Например, о расшитых золотом костюмах. И необычных, но крайне щедрых дарах, которые получали персидские цари от подвластных им народов.
За прошедшие века о необычайном, даже чрезмерном богатстве восточных правителей нам сначала рассказывали старые книги и кино. Потом — современные блокбастеры, комиксы и видеоигры. Вспомним Ксеркса из эпического фильма 2007 года «300 спартанцев», который стал экранизацией комикса «300». Герой появляется там на огромном троне, установленном на платформе. Постамент сделан из золота и явно очень тяжёлый. А одежда Ксеркса вызывающе роскошна.
Стоит вспомнить и Клеопатру из фильма 1963 года. Прекрасная царица была увешана золотом с ног до головы. То есть таскала на себе серьёзную тяжесть, что вряд ли было возможно в реальности.
Прошло более полувека, и создатели видеоигры «Assassin’s Creed: Origins» показали другую Клеопатру. Её одежда оказалась более скромной. Но золочёные платформы, на которых она выезжала к подданным, никуда не делись.
Древние греки и римляне рассказывали много легенд о невероятных богатствах востока. Например, о золоте, хранившемся в роскошных гробницах правителей. И о дорогих подарках, которым цари щедро осыпали дорогих гостей. Эти рассказы и правда были основаны на фактах.
Например, Плутарх писал, что парфянский царь во время конфликтов с Римом готов был сделать Марку Крассу роскошный подарок. И в знак своей лояльности собирался преподнести римскому полководцу богато взнузданного восточного скакуна с отделанной золотом сбруей. Есть достоверные свидетельства, что примерно в тот же период знать персидской Месопотамии носила дорогие костюмы, тоже расшитые золотом. То есть роскошь на Востоке была. Но её преувеличили до размеров мифа.
У этого явления есть корни, уходящие гораздо глубже в саму античную греческую традицию, в мифологическую. Начинает развиваться дихотомия «Восток — Запад». То есть противостояние «здесь, у нас» и «там на Востоке, у них»: мы все такие строгие, серьёзные, а на Востоке ужас что творится. И даже восточные воины (об этом нам говорит Гомер в «Илиаде»), сражающиеся на стороне троянцев, выходят побороться в богатой‑богатой одежде.
Мария Назарова
Можно сказать, что избыточная роскошь использовалась античной государственной пропагандой. Её авторы подчёркивали: там, на Востоке, живут совсем иначе. Так тоже можно, но стоит задуматься, нужно ли. А потом античное наследие стало важной частью фундамента европейской и мировой культуры. И все мифологические преувеличения прочно закрепились уже в сознании наших современников.
Миф 2. На Востоке обитали жуткие чудовища и процветали страшные культы
Мифы о страшных монстрах тоже возникали во времена античности. Но мифотворчество продолжалось и в Средневековье, не прекращалось и в эпоху Возрождения и Просвещения. Век XIX и даже XX тоже внесли свой вклад в создание легенд о чудищах. Фильм «Клеопатра», который вышел в 1963 году, стал чрезвычайно популярным. Его создатели не обошлись без мистики.
Там мы увидим: происходит сцена гадания, какого‑то необычного религиозного действа. Темно, страшно, боги с необычными звериными и птичьими головами. И к XX веку вроде бы всем хорошо знакомый Египет здесь подаётся чуть подёрнутым жуткой мистической завесой.
Мария Назарова
А в продолжении истории про Ксеркса, в блокбастере «300. Расцвет империи», главного героя охраняют «бессмертные» — неуязвимые воины со страшными лицами. Фильм вышел в 2014 году. То есть создание мифов с большой долей мистики продолжается и в XXI веке.
Теперь о монстрах. Греки и римляне писали, что на Востоке обитают страшные чудища. Например, мантикора, которая живёт на границах персидского мира. Монстр размером с лошадь, телом льва и человеческой головой поджидает своих жертв, чтобы съесть несчастных. Об этом создании впервые рассказал древнегреческий историк Ктесий. Судя по всему, он отлично знал персидскую мифологию и по‑своему интерпретировал сказки. А более поздние авторы уже ссылались на Ктесия как на авторитетный источник.
Родом с Востока и василиск. Греческие и римские авторы говорили, что появилось это чудовище «в земле египетской». По их словам, василиск мог родиться из‑за неправильной диеты птицы ибис, которая зачем‑то питалась змеиными яйцами. Не стоило ей выбирать такую вредную еду. Ведь потом птица сама откладывала яйцо, из которого появлялся монстр. Другие рассказчики утверждали, что чудище появляется из‑за противоестественных связей птиц или змей.
У Плиния ещё говорится, что если вдруг два петуха нежно возлюбят друг друга, то один из них может снести яйцо, и из него вылупится василиск. Будет травить всё ядом, обращать всё в камень, превращать в засуху. В общем, ничего хорошего.
Мария Назарова
И тут мы тоже можем найти следы государственной пропаганды. Авторы невероятных рассказов соглашались: да, в Греции был Минотавр — не самое симпатичное создание. Но он давно побеждён. Так же, как немейский лев или лернейская гидра. Наши чудища уже не опасны. А вот там, на далёком Востоке, всё иначе. Никто там со страшными монстрами не борется.
Миф 3. Восточные царицы были прекрасны, опасны и несчастны
Согласно античной традиции, бояться нужно было не только восточных чудовищ, но и прекрасных правительниц. Считалось, что они необыкновенно красивы, очень воинственны, но несчастны в личной жизни. А полководец или политик с запада, который попадал в восточные страны, мог легко попасть под чары прекрасной царицы и потерять голову.
В фильме «Кабирия» тоже появлялась такая опасная красавица. Но не главная героиня — римлянка, а финикиянка Софонисба. Она была красива, смела, умна и готова была побороться за свою любовь.
Известная всем Клеопатра в разных экранизациях тоже обладает похожими чертами. В сериале «Рим», снятом в 2005–2007 годах, она на глазах зрителя превращается в коварную и опасную правительницу, для которой нет преград.
Откуда растут корни роковых красавиц? Всё из той же античной традиции. Например, Аппиан Александрийский пишет про парфянскую царевну Родогуну, которая утром мыла себе волосы, а папенька её отлучился по делам из столицы. По закону жанра именно в этот день и час враги напали на город. И Родогуна, выскочив из ванны в чём была, возглавила оборону и счастливо врагов победила. В таком необычном виде она была изображена на скульптуре, открытой при раскопках Старой Нисы (территория современной Туркмении).
Мария Назарова
Конечно, восточные принцессы и царицы и правда существовали. Причём многие из них действительно были удивительными и интересными. Например, Плутарх описывал характер Клеопатры, её внешний вид и поступки. И отмечал, что она не была ослепительной красавицей. Но её голос и манеры очаровывали собеседников, буквально брали их в плен.
Однако говоря о прекрасных восточных правительницах, античные историки тоже сознательно подчёркивали их непохожесть на гречанок и римлянок. И писали о далёких женщинах, придерживаясь дихотомии «обычное —необычное» и «Восток — Запад». Все элементы непохожести выделялись, преподносились более значимыми, чем было на самом деле.
Слишком богатая одежда правителей и воинов, невероятная красота и воинственность женщин, общение людей с неведомыми чудищами — художественные приёмы, которые подчёркивали, что люди из дальних стран совсем иные. И сегодня мы как последователи античной традиции продолжаем относиться к Древнему Востоку как к чему‑то непонятному, порой пугающему, но очень притягательному.