22.11.2024

Как управлять своими и чужими ожиданиями и упростить себе жизнь на работе

Догадки с недомолвками ведут к конфликтам и снижают продуктивность.

Как управлять своими и чужими ожиданиями и упростить себе жизнь на работе

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Почему для работы важно научиться управлять ожиданиями

Когда сотрудник отчётливо представляет, чего ждут от него коллеги, начальство, подчинённые или партнёры, и понимает, чего он сам от них ждёт, это позволяет ему направить своё профессиональное развитие в нужную сторону и улучшить результаты работы. А также, если ожидания нереалистичны, вовремя их скорректировать и избежать недопонимания.

Этот навык, у которого есть даже своё название — управление ожиданиями, часто недооценивают. Чтобы его освоить, требуются дипломатия, умение договариваться и понимание, что на работе важны не только конечные продукты и показатели, но и межличностные отношения.

Одно небольшое исследование в США показало, что ложные или неясные ожидания могут приводить к конфликтам в коллективе и даже увольнениям.

Например, руководитель рассчитывает, что его команда поработает сверхурочно, чтобы вовремя закончить большой проект и порадовать ценного клиента. Но при этом ничего не говорит, не объясняет, почему это важно, не предлагает компенсацию за переработки и считает, что сотрудники сами должны всё понимать и из кожи вон лезть ради достижения результата. В итоге нарастает конфликт: сроки срываются, руководитель считает команду безынициативной и нерадивой, а команда руководителя — тираном и самодуром.

Или наоборот: сотрудник решил, что после ударной работы над проектом ему прибавят зарплату, но не обсудил это с начальством заранее. А когда проект завершился, сотрудника просто похвалили, и его ожидания не оправдались. Он сильно раздосадован, разочарован и думает, что его не ценят.

Избежать подобных ситуаций как раз и помогает управление ожиданиями — коллег и своими собственными.

Как управлять ожиданиями в рабочих отношениях

Предприниматели и консультанты по менеджменту дают несколько важных рекомендаций.

1. Не стройте предположений

Полагаться нужно не на собственные гипотезы, а на конкретную и понятную информацию, которую вам сообщают коллеги. Догадки о том, кто чего хочет, неконструктивны и ведут к ошибкам и недопониманию.

2. Выстраивайте коммуникацию

С людьми нужно разговаривать — задавать вопросы, предельно ясно ставить задачи, выслушивать идеи и возражения и получать чёткое подтверждение, что ваши ожидания понятны и реалистичны.

Самому тоже крайне желательно прояснить, чего от вас ждут. Лучше всего спрашивать об этом прямо: «К какому сроку я должен закончить эту работу?», «Могу ли я рассчитывать на премию за переработки?».

Когда люди проговаривают все эти моменты и убеждаются, что их ожидания совпадают, то как бы заключают психологический контракт, который даёт больше ясности и доверия.

3. Вовремя говорите нет

Если вы выяснили чужие ожидания, но считаете, что они несправедливы и нереалистичны, важно как можно раньше об этом сказать и ожидания скорректировать. Это совершенно нормальная рабочая ситуация.

Можно подсластить пилюлю и предложить альтернативный вариант развития событий. Например: «К сожалению, у нас пока недостаточно финансирования, чтобы повысить тебе зарплату. Но в качестве благодарности за отличную работу я могу предложить внеочередной оплачиваемый отпуск или частичную оплату твоего обучения на курсах повышения квалификации».

В обратную сторону это тоже работает: нужно быть готовым пересмотреть свои собственные ожидания, если они оказались завышенными, и всячески искать компромисс.

4. Работайте с ожиданиями постоянно

Это не та ситуация, когда можно один раз договориться и рассчитывать, что коллеги будут всегда действовать примерно в одном и том же направлении, угадывая, что вы от них хотите. Поэтому важно регулярно сверять ожидания и корректировать, если это требуется.

5. Всегда фиксируйте ожидания

Официальный договор с подписями и печатями уместен далеко не всегда. Но по итогам обсуждения можно, например, обменяться электронными письмами или сообщениями в мессенджерах и прописать, что именно вы друг от друга ждёте: «Я очень рассчитываю, что ты бросишь на эту задачу все силы и сможешь поработать сверхурочно. Конечно, переработки тебе оплатят, и в дальнейшем мы подумаем о повышении зарплаты».

Это ещё один способ убедиться, что обе стороны друг друга поняли и со всем согласны. К тому же к сообщению можно будет обратиться в конфликтных ситуациях.