Оставаться ценным специалистом на рынке труда без lifelong learning не получится.
Для построения успешной карьеры одного высшего образования недостаточно. Более того, в некоторых случаях оно вовсе не является необходимым условием для получения хорошей должности.
Согласно исследованию Rambler&Co, проведённому в 2022 году, лишь 53% россиян работают по специальности. И это легко объяснить. В вуз поступают молодые люди, интересы которых с возрастом меняются. Со временем многие понимают, что это вовсе не то, чем они хотят заниматься на самом деле.
И тут возникает вопрос: как встроить дальнейшее обучение в свой карьерный трек таким образом, чтобы все знания и навыки были действительно актуальными.
Даже если вы работаете по специальности, это не значит, что ваше обучение закончилось. Знания могут устареть, рабочие инструменты — поменяться. Например, ещё недавно никто не использовал сервисы вроде Chat GPT в своей работе, а сейчас на этот тренд делают ставку многие специалисты. И в этом случае без получения дополнительного образования не обойтись.
Реальность требует от нас следовать концепции lifelong learning — «обучение длиной в жизнь». И только это позволит поддерживать высокую конкурентоспособность на рынке труда.
Чему обучаться на разных этапах развития карьеры
Темы и направления обучения должны меняться в зависимости от опыта работы и карьерных целей. Это позволяет привязать образование к реальному профессиональному развитию.
Изучайте то, что сможете применить прямо сейчас. Не стоит получать знания впрок: без практики всё быстро забудется.
1. Молодой специалист — опыт работы до 5 лет
Молодому специалисту необходимо делать главную ставку на развитие hard skills, то есть на основные профессиональные навыки: учиться применять на практике инструменты и методы, перенимать фишки более опытных коллег и экспертов рынка, изучать успешные кейсы других компаний. И искать возможности использования всего этого в своей работе.
Например, для специалиста по продажам полезно будет изучить следующие темы:
- Ведение переговоров.
- Разработка коммерческих предложений.
- Подготовка презентаций.
- Работа с возражениями.
- Выявление потребностей клиентов.
- Эффективное использование CRM‑систем.
2. Опытный специалист — работает уже 5–10 лет
Это отличное время для изучения смежных областей, которые позволят сделать вашу работу более эффективной. Например, специалисту по продажам будет полезно изучить маркетинговые инструменты. Это расширит профессиональные возможности: поможет лучше понимать клиентов, использовать в работе новые эффективные методы и на одном языке разговаривать со специалистами отдела маркетинга.
Если вы давно планируете получить руководящую должность или готовитесь к повышению, то на этом этапе стоит развивать именно управленческие навыки. Например, учиться выстраивать отношения с командой, повышать мотивацию сотрудников, проводить совещания, делегировать обязанности — все эти направления позволят вам стать действительно эффективным руководителем.
Кроме того, важно заниматься развитием soft skills (мягких навыков), которые повышают личную эффективность. Вне зависимости от сферы деятельности опытным специалистам стоит осваивать тайм‑менеджмент, учиться вести переговоры, прокачивать эмоциональный интеллект и самомотивацию. Всё это серьёзно влияет на карьерный рост.
Профессиональные достижения, конечно, важны. Но именно мягкие навыки делают из хорошего специалиста настоящего профессионала, который мотивирует и ведёт за собой коллег.
3. Эксперт — опыт работы более 10 лет
Это время вдумчивой работы над собой. И ваша образовательная стратегия должна включать сразу несколько направлений, которые можно чередовать от года к году:
- Жёсткие навыки. В любой профессии есть тренды и изменения, которые постоянно нужно отслеживать. В противном случае ваши знания и навыки устареют, и вы потеряете ценность на рынке труда.
- Мягкие навыки. Регулярно анализируйте свои успехи и неудачи. Это позволит чётко определить, каких мягких навыков вам не хватает. Например, если вы часто не укладываетесь в дедлайны, может быть, у вас проблемы с тайм‑менеджментом? А если засиделись на одном месте и хотите большего — возможно, вам стоит прокачать навык постановки и достижения целей. Старайтесь хотя бы раз в полгода проводить такой мини‑анализ и рассматривать новые возможности для роста.
- Менеджмент и управление персоналом. Эти навыки актуальны для руководителей любого уровня: от начинающих до топ‑менеджмента. Они позволяют найти подход к сотрудникам, усилить их мотивацию и добиться большей результативности. Например, универсальными тут являются темы подбора персонала, постановки и контроля задач, обратной связи и мотивации. Начните с этих направлений, а далее подбирайте варианты исходя из текущих рабочих потребностей.
А если чувствуете, что вам нужен комплексный и разносторонний подход к развитию бизнеса или управлению командами, то стоит рассмотреть длительные программы обучения в формате MBA. К тому же такой диплом — это дополнительный высокий статус и большой плюс к резюме при дальнейшем поиске работы.
Как выстроить стратегию обучения
Lifelong learning — это больше не про полноценное высшее или среднее специальное образование, а про обучение в рамках коротких, но эффективных форматов. Это могут быть курсы повышения квалификации или профпереподготовки, вебинары, профессиональные конференции и форумы, бизнес‑литература, различные обучающие видео — в общем, всё, что способно помочь получить необходимые знания в нужном объёме.
Идеальная стратегия обучения включает разные инструменты и форматы. Это позволяет учиться чему‑то понемногу, но постоянно. Например, это может выглядеть следующим образом:
- Обучение на курсах — 1–2 раз в год.
- Участие в вебинарах — 1 раз в 2–3 месяца.
- Просмотр обучающих видео — 1 раз в неделю.
- Чтение бизнес‑литературы — ежедневно.
Главное — в процессе обучения фиксировать всю важную информацию и продумывать, как вы можете применить её на практике. Это поможет быстрее и эффективнее превратить новые знания в реальные действия, которые приведут к нужным результатам.