Нет, не для того, чтобы коллекционировать под подушкой или складывать в мышиные норы.
Никогда не задумывались, почему у детей выпадают молочные зубы, а на их месте вырастают новые? И зачем вообще нужен такой механизм? Ну, у науки есть ответ на этот вопрос.
Люди относятся к так называемым дифиодонтам — то есть животным с двумя наборами зубов, которые сменяются по мере взросления. Это практически все млекопитающие, даже ваша кошка. Исключения: слоны, кенгуру и ламантины, которые являются полифиодонтами. У них новые зубы растут постоянно.
У человека молочные зубы начинают формироваться внутри челюсти ещё на стадии эмбриона, примерно на шестой неделе развития. Первые резцы прорезываются примерно в 8–12 месяцев, клыки — в 16–22 месяца, а моляры — в 23–33 месяца. Всего временных зубов у людей 20: 10 сверху и столько же снизу.
Нужны они по множеству причин. Прежде всего, молочные зубы служат своеобразными направляющими для своих «постоянных» собратьев, которые растут под ними. А ещё они необходимы, чтобы поддерживать нормальную форму челюсти в том возрасте, когда она ещё слишком мала, чтобы вместить полный «взрослый» комплект.
По мере роста челюсти постоянные зубы постепенно выталкивают молочные, разрушая их корни. Они встают на место молочных аналогов, и при этом к ним добавляются 12 новых моляров — для улучшенного жевания. Обычно процесс замены завершается к 13 годам.
Помимо подготовки места для постоянных зубов, молочные необходимы для того, чтобы нормально сформировались мышцы и кости челюстей. Ну и наконец, они пригождаются детям при пережёвывании пищи. Не всё же одним молоком с кашей перебиваться — когда‑то надо и ко вторым блюдам переходить.
Но зачем вообще эволюции нужно было городить этот цирк с молочными зубами?
Почему не отращивать сразу постоянные, как это делают полифидонты? Казалось бы, им в этом плане гораздо легче: нет риска к старости остаться беззубым, нет трудностей с застрявшими молочными зубами. Но у таких животных есть проблема. Дело в том, что у полифиодонтов во рту соседствуют зубы на разных стадиях развития, и их челюсти не могут полноценно смыкаться. А значит, пережёвывать пищу.
Давным‑давно первые млекопитающие были полифиодонтами, как и рептилии, и хищные динозавры, — и они разрывали пищу на части и глотали большими кусками. Но потом наши далёкие предки научились пережёвывать добычу — их верхний и нижний зубной ряд стали смыкаться.
Развить моляры, резцы и клыки, которые бы постоянно обновлялись, росли всю жизнь и при этом точно прилегали друг к другу, было бы невозможно. Поэтому млекопитающие перешли на два набора зубов — детский и взрослый. А ящеры и акулы продолжили проглатывать добычу чуть ли не целиком — им и без жевания было нормально.
Для млекопитающих пережёвывание стало важным эволюционным шагом, потому что позволило гораздо легче и эффективнее переваривать пищу и получать больше энергии. Дополнительные калории можно было пустить на самые разные нужды — например, на развитие мозга или более быстрый бег. Мы бы вряд ли когда‑нибудь стали разумными созданиями, если бы не умели смыкать челюсти и жевать.
Наша цивилизация, культура, технические достижения — всё это стало возможным, потому что когда‑то давным‑давно, больше 200 миллионов лет назад, первые млекопитающие стали отращивать молочные зубы. Удивительно, но это так. В общем, когда в следующий раз поведёте ребёнка к дантисту — вспомните об этом.