Раздавать всем задачи и надеяться, что это сработает, больше не выйдет.
С авторитаризмом все знакомы ещё со страниц школьных учебников. Это такой стиль управления, при котором все решения принимает руководитель, а у подчинённых нет права голоса. Вообще. Все цели, задачи, сроки, ответственные определяются исключительно лидером.
Вот только в современном бизнесе авторитарные методы управления не работают на длительной дистанции, вызывают сопротивление сотрудников и конфликты в коллективе. Да и вышедшие на работу зумеры топят за экологичность и с лёгкостью перейдут в компанию, где у них будет свобода действий.
В общем, чтобы все жили дружно, а задачи выполнялись качественно, нужно переходить на осознанное лидерство. Рассказываю, как это сделать и как это работает в «Палиндроме».
Что такое осознанное лидерство
Осознанность — то, что уже несколько лет все прорабатывают с психологами. Осознанное лидерство — это подход к управлению, основанный на взаимодействии, внимании к потребностям команды, этичности и глубоком понимании ценностей компании. Руководитель следит за своими действиями и решениями, учитывает мнение сотрудников и своё влияние на окружающих.
В итоге осознанное лидерство помогает создавать более гармоничную и продуктивную рабочую среду. И если вы хотите, чтобы ваша компания росла, а команда хорошела с каждым днём — переходите на светлую сторону.
Какие принципы осознанного лидерства можно выделить
Когда вы приняли решение, что отныне слушаете и цените своих сотрудников и вообще — они взрослые и самостоятельные, то в дело вступают принципы. Их соблюдение делает работу сотрудников комфортнее, а вашу жизнь — проще.
Самосознание
Представьте: вас бросил партнёр, а теперь какой-то сотрудник выполняет двойную нагрузку. Некрасиво… Поэтому придётся рефлексировать. Руководитель должен осознавать свои сильные и слабые стороны, эмоции и мотивацию. Это помогает принимать взвешенные и объективные решения, не подставляя команду.
Эмпатия и этичность
И выключить чёрствого сухаря тоже придётся. Способность понимать эмоции и сочувствовать другим людям — залог успеха. Эмпатия необходима, чтобы вовремя заметить изменения в сотруднике, предпринять необходимые действия: отправить в отпуск, пересмотреть нагрузку, провести встречу «1 + 1». Да и вообще, важно почаще оценивать средний по палате уровень стресса, загруженности и усталости.
Также лидер при подборе, развитии и мотивации сотрудников должен принимать решения, которые не противоречат этическим стандартам. Оставьте повышение через постель взрослым фильмам.
Прозрачность и ответственность
Руководитель создаёт комфортную среду с открытой коммуникацией, чтобы сотрудники чувствовали себя уверенно. Сотрудники видят, что могут делиться своими мыслями. Все счастливы!
Атмосфера доверия в команде позволяет избежать проблем, вызванных недомолвками и сокрытием информации.
Лидер также должен брать ответственность за действия команды, признавать свои ошибки и искать решения. Да, факапы бывают, но выбираться из них проще, когда команда и начальство на одной стороне.
Внимательность
Будьте в моменте, потоке и ресурсе. Умейте жить настоящим, осознавать текущие события и динамику в команде и организации.
Как мотивировать команду без авторитарных методов
Кнут отложен, но пряник ещё не испечён. Мы здесь, чтобы сделать правильно.
Существует несколько стратегий, которые помогут мотивировать команду без авторитаризма со стороны руководства. Фаундеры, возрадуйтесь: это бесплатно!
Делегирование
Не нужно тащить всё на себе. Предоставьте сотрудникам возможность принимать решения. Ничего не рухнет, если не следить за каждым шагом при выполнении задач.
При этом делегирование делает команду самостоятельнее. В дальнейшем решения будут приходить от сотрудников руководителю, а не наоборот. Уже такие взрослые!
При этом сотрудник должен понимать, что и для чего он делает. Обозначьте чёткие цели для каждого — так работа будет эффективнее.
Создание комфортной среды
Команда работает эффективнее, когда чувствует себя безопасно в диалоге с руководителем. Выражайте свою поддержку сотрудникам, а ошибки воспринимайте как возможности роста и обучения.
Покажите, что доверяете команде и готовы поддержать в трудные моменты. Пользуйтесь активным слушанием, чтобы строить диалог экологично. В умных книжках уже всё расписали.
Будьте открыты к способам организации работы: гибкий график, удалёнка. Дайте офис тем, кому нужно. Чем больше вы прислушиваетесь к сотрудникам, тем меньше шанс, что они от вас сбегут.
Командное взаимодействие
Что команда удалёнщиков любит больше всего? Тимбилдинги и обучающие командные активности! Да и офисники тоже.
Встречи повысят сплочённость коллектива и дадут почву для развития сотрудников. Проводите встречи по обмену опытом, собирайтесь поиграть или просто болтайте. Такие миты занимают немного времени, но дают заряд энергии коллегам.
Например, раз в неделю проводите growth meet, на которых сотрудники будут делиться своими полезными знаниями.
Признание и похвала
А кто тут у нас хороший мальчик? Ваш сотрудник!
Один из наиболее важных инструментов осознанного лидерства — признание успехов и похвала сотрудников. Регулярно отмечайте достижения своей команды. Искреннее «спасибо» или публичное признание успехов имеют огромное значение.
Показать сотруднику значимость его работы — важно. Помогите увидеть его влияние на компанию, потому что все любят социальные поглаживания.
Обратная связь
Проводите регулярные встречи с сотрудниками, чтобы корректировать курс всей команды. Обратная связь помогает расти — и вам, и вашей команде.
Если у руководителя команды есть «1 + 1» с подчинёнными — это уже шаг к успеху.
Обучение и развитие
Дайте сотрудникам возможности для развития: инвестируйте в обучение команды, предоставьте инструменты для повышения квалификации и карьерного роста.
Где-то придётся заплатить — например, приобретая курсы. А ещё можно сформировать собственную библиотеку книг и материалов, сохранять полезности от коллег.
Интерактивное вознаграждение
Чуть-чуть не бесплатно, но круто. Материальное вознаграждение также можно использовать при осознанном лидерстве — в игровой форме. Устраивайте конкурсы, розыгрыши и лотереи среди своих сотрудников. Можно разыгрывать как полезные для работы, так и приятные для жизни вещи.
Зачем это всё
Такие методы помогут создать рабочую культуру, в которой сотрудники чувствуют себя ценными, мотивированными и вовлечёнными в общее дело. Жёсткий начальник — не залог успеха, а вот довольная команда — да!
Учитесь сами и учите своих менеджеров — осознанное лидерство ещё никому не вредило. Авторитарный стиль управления перестаёт работать, и его место занимает экологичный способ организации работы команды.
Успех достигается через внимательность, поддержку и создание условий для роста сотрудников. Это улучшает атмосферу в коллективе и повышает эффективность работы.
Дочитали? Пойдите узнайте у коллег, как у них дела.
Больше классных статей 🔥 Как здоровый эгоизм может принести пользу команде и бизнесу Как строить карьеру и не разрушать при этом здоровье: личный опыт Как эхо-техника помогает мне в любых переговорах Как правильно критиковать и реагировать на критику 3 мягких навыка, которые сделают вас круче в работе и не только