22.11.2024

5 самых необычных случаев мошенничества в истории

Продажа участков страны, которой никогда не было, платная защита от ведьм и похищение Эйфелевой башни.

5 самых необычных случаев мошенничества в истории

1. Инвестирование в несуществующую страну

5 самых необычных случаев мошенничества в истории

Жил‑был в XIX веке шотландец по имени Грегор МакГрегор. Вообще, по основному роду деятельности он был военным — отправился в далёкую Венесуэлу бороться за её независимость от испанской короны. Дослужился там до бригадного генерала, но затем решил, что эта карьера не для него: не ровён час, убьют, нечего судьбу искушать.

В 1820 году МакГрегор случайно оказался на берегу Гондурасского залива и там разработал весьма оригинальный план, как сколотить состояние на всю оставшуюся жизнь. Он купил у местного индейского вождя за выпивку подпись на составленной им же бумаге, согласно которой ему отходила территория в 32 375 квадратных километров на берегу Москитов.

Это, на секунду, больше той же Бельгии — солидный такой клочок земли.

Новоиспечённый землевладелец МакГрегор прибыл в Лондон и начал собирать инвесторов, расхваливая им своё «государство». Земли свои он назвал Пояис — пойерами именовали себя индейцы, жившие тут. Себе же он придумал имя касик Пояиса — на языке местных это якобы означало «принц».

По утверждениям шотландца, Пояис был настоящим раем — богатые плодородные земли в Центральной Америке, готовые принять поселенцев. Принц МакГрегор распространял брошюры и целые доклады, в которых описывал перспективы своей вымышленной страны. Да что уж там, его высочество даже печатал валюту Пояиса, за которую выменивал реальные британские фунты.

5 самых необычных случаев мошенничества в истории

Он сумел убедить многих людей в Европе, включая инвесторов и будущих поселенцев, вложить деньги в «инфраструктуру» Пойяса. Продавал земельные участки, акции и обещал огромные богатства.

Множество доверившихся МакГрегору британцев и европейцев переехали в прекрасную страну Пойяс… и обнаружили там только непроходимые джунгли, в которых из полезной фауны водились лишь пауки и змеи, а из полезных ископаемых была лишь перегнившая древесина.

К тому моменту, как потерявшие свои сбережения колонисты вернулись и подали на МакГрегора в суд, тот предусмотрительно сбежал из Лондона. Он провёл некоторое время в Шотландии и Франции, продолжая торговать территориями несуществующей страны. А затем вернулся обратно в Венесуэлу, где благополучно умер в 1845 году в собственном доме.

2. Продажа Эйфелевой башни

5 самых необычных случаев мошенничества в истории

Виктор Люстиг считается одним из самых грандиозных мошенников XX века. Настоящее имя — Роберт Миллер, родился в 1890 году в Австро‑Вегрии. Учился он в Пражском университете, а когда его оттуда исключили за дуэль на шпагах с другим студентом, поступил в Сорбонну.

Карьеру афериста Люстиг начал, обыгрывая в карты пассажиров трансатлантических рейсов, а также продавая фальшивые лотерейные билеты. Но этого ему было мало, и он решил провернуть действительно крупное дельце.

Виктор справил поддельные документы вице‑директора департамента Министерства почты и телеграфа Франции и обратился к пятерым крупнейшим торговцам металлоломом в стране. Притворившись французским чиновником, он заявил, что собирается продать на лом… Эйфелеву башню.

Содержание этой железной штуковины якобы обходится слишком дорого, а туристов она особенно не интересует. И потому было принято волевое решение правительства — от башни Францию избавить.

Тендер на 7 200 тонн металла — лакомый кусок.

Один из магнатов, Андрэ Пуассон, втайне от четырёх конкурентов дал Люстигу взятку. Тот, «в обход протоколов», заключил с ним контракт от имени правительства и принял от него также и плату за башню — всего около 70 тысяч франков, огромные по тем временам деньги! И смылся в Австрию.

Думаете, на этом всё? Как бы не так. Пуассон, поняв, что его надули, постеснялся обращаться в полицию, чтобы не портить свою репутацию. И Люстиг спустя некоторое время вернулся в Париж и по абсолютно такой же схеме продал Эйфелеву башню второй раз. Естественно, другому покупателю.

Второй клиент, правда, стесняться не стал и вызвал полицию, поэтому Люстигу пришлось спешно эмигрировать в США. Там он увлёкся фальшивомонетничеством, из‑за чего загремел в Алькатрас, провёл там 12 лет и умер за решёткой от пневмонии. Конец.

3. Взимание налога на защиту от ведьм

5 самых необычных случаев мошенничества в истории

В 1639–1660 годах в Англии бушевала революция. А в такие нелёгкие времена общество нередко начинает забываться в религии, доходящей до фанатизма, и искать как реальных, так и мнимых врагов. Многие англичане тогда искренне верили в существование ведьм, плетущих козни против добрых людей. И очень им хотелось обезопаситься от этих помощниц сатаны.

Естественно, спрос рождает предложение, и в 1644 году некий юрист из Эссекса по имени Мэттью Хопкинс решил сменить профессию и стать охотником на ведьм. Он взял себе двух помощников по имени Джон Стерн и Мэри Лэкланд, и вместе они стали путешествовать от деревни к деревне, предлагая свои услуги по выявлению колдунов, чародеек и прочих незаконно практикующих чёрную магию.

Естественно, неграмотные селяне радостно приветствовали спасителя и платили ему любые запрошенные деньги, только бы он избавил их от ведьм.

Методам, которые применял Хопкинс, позавидовала бы инквизиция. Он лишал подозреваемых женщин сна, тыкал в них иголками, бросал в воду, пилил тупым ножом — и, если у жертв не текла кровь или они не тонули, их объявляли виновными и передавали в руки правосудия. А согласно Статуту о колдовстве 1604 года короля Якова I в Англии колдовство каралось смертью через повешенье.

Всего Мэтью Хопкинс погубил больше 230 человек. Он брал за свои труды весьма солидные выплаты с местных управляющих органов. Дошло до того, что в городе Ипсуич в 1645 году пришлось даже ввести специальный налог для защиты населения от ведьм. За 14 месяцев неутомимых поисков Хопкинс уморил больше людей, чем все остальные охотники за 160 лет преследования колдовства в Англии.

Возможно, он и дальше продолжал бы зарабатывать, заставляя невинных людей под пытками признаваться в несуществующих преступлениях, но скончался от туберкулёза в 1647 году. И после его смерти интерес к охоте на ведьм в Англии постепенно пошёл на убыль.

4. Первая финансовая пирамида в США

5 самых необычных случаев мошенничества в истории

Итальянец Чарльз Понци прибыл в Бостон в 1903 году всего с 2,5 доллара США в кармане в надежде поправить своё финансовое положение. Поначалу он промышлял подделкой чеков, а также помогал нелегальным мигрантам. За это Понци был заключён в американскую тюрьму на пять лет.

Освободившись, мошенник решился на более амбициозную схему. Он сколотил небольшой стартовый капитал махинациями с обменом валют, а затем, в начале 1920‑х годов, основал компанию Securities Exchange Company. По легенде, это была фирма, торгующая международными облигациями, но на самом деле SEC представляла собой первую известную в истории финансовую пирамиду.

Понци начал привлекать инвесторов, обещая им 50% прибыли в течение 45 дней или 100% прибыли в течение 90 дней. Ему удалось вовлечь в свою схему больше 17 тысяч человек.

Подозрительно, скажете вы? Ну, в те времена американский вкладчик был ещё непуганым. Понци использовал деньги новых инвесторов для выплаты прибыли предыдущим вложившимся бизнесменам. Естественно, определённый процент он удерживал, быстро скопив 20 миллионов долларов. Это и сейчас приличная сумма, а тогда так вообще баснословное богатство.

Когда приток новых людей в пирамиду иссяк, компания обанкротилась, обман Понци вскрылся, и он был осуждён на 9 лет тюремного заключения. После отбывания части срока Чарльз был освобождён за хорошее поведение. В конце концов он переехал в Бразилию, где в 1949 году умер от сердечного приступа в возрасте 66 лет без гроша в кармане.

5. Деятельность компании Южных морей

5 самых необычных случаев мошенничества в истории

На рубеже XVII–XVIII веков Великобритания вела войны против Франции, Испании и Португалии и накопила огромные долги. И чтобы решить финансовые проблемы короны, в 1711 году лорд‑казначей Роберт Харли предложил реструктурировать их, конвертировав в акции Компании Южных морей, которую он же и основал.

Организация эта обещала акционерам асьенто (от исп. reale assiento — «королевское согласие») — право на монопольную торговлю рабами с испанскими колониями в Южной Америке. Его Испания предоставила Великобритании в 1713 году во время подписания Утрехтского мира, завершившего Войну за испанское наследство.

Но реализовать асьенто Компания Южных морей не смогла. Испанцы были крайне недовольны, как британцы ведут дела, поэтому обвиняли их в контрабанде и нарушении условий договора. С подачи Испании монополию Компании стали нарушать голландские и французские торговцы. В общем, дела у предприятия, которое должно было вытащить Британию из долговой ямы, сразу не задались.

Но в 1720 году руководство Компании распустило слухи, что испанцы якобы полностью предоставили свои порты в их распоряжение. Хотя те на самом деле, напротив, ограничили пропускную способность до трёх британских судов в год. Обманутые акционеры стали вкладываться в Компанию Южных морей, и её акции стали расти как на дрожжах. Их приобретали все подряд — от титулованных особ до крестьян.

Даже умнейшие люди того времени поверили и вложились. Среди них были, например, физик Исаак Ньютон и писатель Джонатан Свифт.

Естественно, бесконечно пузырь надуваться не мог. В сентябре 1720 года курс акций Компании Южных морей рухнул, что привело к её банкротству и финансовому краху тысяч инвесторов. Началось расследование, выявившее как многочисленные нарушения организации, так и взяточничество среди членов британского парламента, закрывавшего на них глаза.

К тюремному заключению было приговорено много важных шишек — в том числе и тогдашний министр финансов Джон Эйслеби. Правда, часть обвиняемых владельцев Компании бежали за границу.

Ньютон, кстати, потерял 20 000 фунтов стерлингов — это порядка 3,5 миллиона фунтов по нынешнему курсу. Когда его спросили, почему многие вкладывались в столь сомнительное предприятие, он ответил: «Я могу рассчитать движение звёзд, но не безумие людей».

Кстати, даже после краха Компания южных морей не была распущена. Её реструктуризировали, и она продолжала функционировать вплоть до 1855 года. За 140 лет своего существования она так и не принесла заметной прибыли.