22.11.2024

Как использовать разбор полётов, чтобы увеличить продуктивность

Для этого надо задавать себе всего четыре вопроса.

Как использовать разбор полётов, чтобы увеличить продуктивность

Тщательное планирование задач — важная составляющая продуктивности. Однако анализировать то, что уже сделано, не менее важно, поскольку это помогает понять, как лучше использовать своё время в будущем. Для такого анализа подойдёт метод разбора полётов.

В чём заключается разбор полётов

Сам этот термин пришёл из сферы авиации. Так называли собрания, во время которых лётчики детально изучали события прошедших вылетов. В обычной жизни фразу «разбор полётов» стали использовать в шутливой форме для ситуаций, когда надо выяснить обстоятельства и причины ошибок или неудач в каком-либо деле.

Если подходить к разбору полётов серьёзно, его итоги помогают стандартизировать повторяющиеся действия и каждый раз придерживаться одного и того же проверенного алгоритма. Таким образом создаётся полезная структура, которая даёт возможность в перспективе улучшить результаты.

И хотя изначально разбор полётов подразумевает обсуждение в команде, анализ проделанной работы можно проводить и самостоятельно. Для этого надо ответить на четыре неизменных вопроса:

  1. Чего я хотел добиться?
  2. Что я в итоге сделал?
  3. Почему всё получилось так, как получилось?
  4. Что я могу сделать, чтобы в следующий раз улучшить результат или повторить успех?

По сути, вы сопоставляете свою цель с полученным результатом, определяете, что именно на него повлияло, и делаете выводы о том, что надо учесть в будущем, когда перед вами будет стоять такая же задача.

Как применять разбор полётов на практике

Выделите время в своём расписании, чтобы анализировать и оценивать свою работу над основными личными и профессиональными задачами с помощью приведённых выше вопросов. Можно делать это каждую неделю или сразу по окончании проектов.

Например, вы сделали генеральную уборку на кухне. Вот как может выглядеть разбор полётов в такой ситуации.

  1. Чего я хотел добиться? Порядка на кухне.
  2. Что я в итоге сделал? Помыл микроволновку, навёл порядок в шкафчиках, выбросил просроченные продукты из холодильника. Или отложил уборку, не сделал толком ничего, а только помыл посуду — это тоже возможные варианты ответа на второй вопрос.
  3. Почему всё получилось так, как получилось? На этом этапе разбора полётов надо копнуть глубже. Возможно, вы решили делать уборку, потому что ждали гостей, и посчитали это срочным делом. Или вы хотели почувствовать себя продуктивным, потому что неделя была ужасной, и вам не удалось добиться каких-то других ощутимых результатов. Если уборка так и осталась в планах, важно задать себе вопрос, почему так вышло. Может быть, вы устали, у вас появились другие неотложные дела или вам не хватило нужных инструментов, например закончилась бытовая химия.
  4. Что я могу сделать, чтобы в следующий раз улучшить результат или повторить успех? Ответы будут зависеть от ситуации. Например: «Я буду делать уборку на кухне раз в неделю, чтобы в любой момент быть готовым принять гостей». Или: «Я составлю график, который поможет наводить порядок по частям, чтобы мне не приходилось делать это, когда я устал».

Проходиться по чек-листу мысленно уже будет полезно. Но лучше фиксировать итоги разбора полётов на бумаге, в документе на компьютере или в заметках на телефоне. Тогда в следующий раз, когда вам предстоит выполнить похожую задачу, планировать работу будет проще. Вы сможете быстро освежить в памяти, что во время предыдущей попытки получилось хорошо, а что пошло не так. Постепенно у вас получится сгладить все шероховатости процесса и значительно повысить свою продуктивность.

Источник статьи: Conduct a Personal “After-Action Review” to Improve Your Productivity