25.11.2024

Когда и как говорить «нет» на работе

Помните: отказаться от того, что вы делать не обязаны, — ваше право.

Когда и как говорить «нет» на работе

Сначала представим ситуацию, когда стоит сказать «да». К примеру, не нужно спешить отказываться от интересного проекта, даже если раньше вы ничего похожего не делали. Может быть, это хороший шанс получить новые навыки. На какое‑то время вам придётся выйти из зоны комфорта, зато полученный опыт поможет шагнуть на новую ступеньку в карьере.

Но есть случаи, когда имеет смысл отказать начальству или коллегам. Разберём их подробнее.

В каких ситуациях стоит сказать «нет»

Каждая ситуация индивидуальна, но стоит обращать внимание на несколько важных маркеров.

1. Условия работы отличаются от заявленных

Этот пункт пригодится тем, кто находится на испытательном сроке. Помните, что в это время не только компания проверяет, готова ли она с вами сотрудничать. Вы тоже оцениваете, устраивает ли вас такое место работы.

Допустим, на собеседовании вы договорились о гибком графике. Но по факту офис‑менеджер фиксирует, в какое время сотрудники появляются на работе, и за каждые 10 минут опоздания полагается штраф. Вам говорили, что с любым вопросом вы можете обратиться к непосредственному начальнику или старшему коллеге.

Но оказывается, что всем в отделе не до вас, поговорить о проблеме не с кем и при этом босс требует высоких результатов.

Или вам обещали интересные творческие задачи. Но оказалось, что такие проекты достаются только опытным сотрудникам, а вам в ближайший год придётся быть у них на подхвате и выполнять много рутинной работы.

Если подобные условия не по душе, подумайте, стоит ли оставаться в этой компании или лучше поискать другое место. Чтобы принять окончательное решение, можно поговорить с начальником и задать ему все беспокоящие вас вопросы. Может быть, ваши проблемы временные и сложный период скоро закончится.

Но если босс уклоняется от разговора или его ответы вас не устраивают, имеет смысл сказать компании «нет» и не заканчивать испытательный срок.

2. Вам всё время приходится выполнить чужие обязанности

Такая ситуация внезапно может возникнуть и у новичка, и у опытного сотрудника. Например, появилась новая задача и вы предложили лучшее решение. Или однажды вы заменили заболевшего коллегу, и вам было несложно взять на себя часть его работы. А в следующий раз в подобной ситуации все ждут, что именно вы снова решите проблему.

Ничего страшного, если вам приходится выполнять не свои обязанности изредка. Такое бывает, наверное, с каждым. Но если подобные случаи повторяются часто и исключение становится правилом, пора сказать «стоп».

Может быть, вы не против взять на себя новые задачи, но хотите получать за них дополнительные деньги. Тогда поговорите с начальником об изменении списка ваших должностных обязанностей и об увеличении зарплаты. Если вы не готовы браться за эти дела регулярно, стоит сказать «нет».

Чем быстрее вы откажетесь, тем лучше будет и вам, и компании. Вы освободитесь от неприятных дел, а начальство сможет найти человека, который возьмёт на себя этот новый участок.

3. Коллеги просят выручить их несколько раз подряд

Здорово, если в сложных случаях сотрудники могут помочь друг другу. Или подменить внезапно заболевшего коллегу. Если такая необходимость возникает нечасто, это нормально. Если внезапно образуется аврал и сложно всем — например, во время сезонных эпидемий ОРВИ, в этом тоже нет ничего страшного.

Но если вы заметили, что в форс‑мажорных ситуациях начальник и коллеги всё время обращаются только к вам, стоит насторожиться. Может быть, босс уверен, что если все в отделе — семейные люди с детьми, а вы живёте в одиночестве, то вам проще прийти на работу в выходные и доделать срочный проект. Или коллега считает, раз вы всё равно выходите в перерыв погулять, то заодно можете зайти на почту, чтобы отправить его рабочую корреспонденцию.

Если такие случаи единичны, всё в порядке — тем более если вам несложно выполнить просьбу. Но когда подобные ситуации начинают повторяться регулярно, стоит заявить, что вы против.

Возможно, вам важны хорошие отношения в команде и вы боитесь их потерять, сказав «нет». И напрасно. Исследования показывают, что люди часто переоценивают негативные последствия отказа.

Большинство окружающих не будут думать о вас хуже, если услышат «нет». А вот репутация безотказного сотрудника вряд ли повысит ваш статус. Как правило, отличные отношения возможны только среди тех, кто уважает друг друга, а также ценит время и усилия коллег. Поэтому помощь на работе важна и нужна, но только взаимная.

4. Вас отвлекают от работы посторонними темами

Конечно, люди не роботы и в любой профессиональной команде могут возникать совсем не деловые дискуссии. Например, когда весь отдел обсуждает нововведения в компании, это нормально. Если коллеги говорят о глобальных новостях, которые могут сильно повлиять на каждого, это тоже понятно. Но бывает, что посторонние разговоры занимают слишком много времени и начинают мешать работе.

В таких случаях вежливый отказ продолжать беседу может помочь и вам, и другим сотрудникам. Вы вернётесь к текущим задачам и сосредоточитесь на важных делах. Коллеги тоже могут последовать вашему примеру и использовать рабочее время более продуктивно.

Как лучше сказать «нет» на работе

Порой это гораздо проще, чем кажется. Есть всего три основных правила отказа: говорите вежливо, приводите аргументы, предлагайте вариант решения проблемы. И вот ещё один дополнительный пункт — о нём стоит помнить, если вы собираетесь сказать «нет» начальнику: постарайтесь сделать это не при всех.

1. Сообщите о том, что вы сильно загружены работой

Это самый простой вариант. В разговоре с коллегой можно не скрывать, что у вас совершенно нет времени на дополнительные задачи. Если он всё же рассчитывает на вашу помощь, спросите его, какие из ваших дел он мог бы взять на себя. Например, вы согласитесь помочь ему составить отчёт, если он вместо вас в течение часа будет отвечать на вопросы покупателей.

Если подобные замены невозможны, просто скажите, что сильно заняты. Но, может быть, сумеете выделить время в другой раз, если коллега в свою очередь согласится помочь вам.

Перед тем как сказать «нет» руководителю, можно показать ему список ваших текущих проектов. И спросить, какой из них получится убрать, чтобы добавить вместо него новую задачу. Если ни один пункт удалить нельзя, сообщите, что тогда вам придётся работать в выходные. Готовы к этому — договаривайтесь об оплате сверхурочных. Нет — вежливо откажитесь.

2. Скажите, что вам необходим отдых

Если речь идёт о труде во внерабочее время, можно не скрывать, что вы сильно устали и уже близки к выгоранию. Поэтому отдых вам необходим и вы не сумеете думать о рабочих задачах в перерыв, вечером или в субботу и воскресенье, даже если вам заплатят за сверхурочные часы. Такое признание не сделает вас плохим работником. Ведь вы не машина, а выходные для того и придуманы, чтобы люди могли восстановить силы.

Обязательно предложите свой вариант решения проблемы. Например, вы могли бы одну‑две из своих текущих задач передать другому сотруднику или стажёру. А в освободившее время заняться горящим проектом.

3. Не бойтесь признать, что вы не специалист в возникшем вопросе

Если для вас задача слишком сложна, не скрывайте этого. Например, вас просят разобраться, почему не работает новое оборудование, которое срочно необходимо включить. Если вы никогда не имели дела с подобными машинами или приборами, прямо скажите, что не сможете устранить проблему.

Так же можно поступить, если вам предлагают провести переговоры с совершенно незнакомым клиентом. Или написать статью, в теме которой вам предстоит разбираться несколько дней, причём вы не уверены, что поймёте всё верно.

Порой признание в том, что вы не специалист в незнакомом вопросе, вовсе не признак непрофессионализма. Наоборот. После вашего отказа может найтись другой сотрудник, который давно в теме и поэтому решит проблему гораздо быстрее. Если вы знаете такого человека — порекомендуйте его.

4. Возьмите паузу для ответа

Это вариант подойдёт, если вы не уверены, что хотите сказать «нет», но и соглашаться не спешите. Или вам сложно отказать прямо и необходимо найти нужные слова.

Сообщите, что вам надо подумать. Уточнить, есть ли окна в графике, можно ли сдвинуть другие задачи на более позднее время, сумеете ли вы быстро разобраться в теме.

Если решили не соглашаться, сформулируйте свой отказ и несколько раз повторите его. Мысленно ответьте на возражения собеседника. Можете проговорить свою короткую речь перед зеркалом. Это поможет вам чувствовать себя увереннее.

Лучше не ждать, когда начальник или коллега захочет продолжить разговор и снова подойдёт к вам с тем же вопросом. Обратитесь к нему сами. Вежливо скажите всё, что считаете важным. И снова предложите варианты выхода из ситуации.

И помните: именно ваше право и возможность сказать «нет» часто делает согласие более ценным — и для вас, и для тех, кто обращается к вам с просьбами.