25.11.2024

«Мне это не пригодится»: как объяснить ребёнку, зачем изучать так много предметов

Учебные задачи тренируют мышление и помогают создать адекватную картину мира.

«Мне это не пригодится»: как объяснить ребёнку, зачем изучать так много предметов

Многие школьники не очень охотно открывают часть учебников. Они утверждают, что биология или астрономия им точно не пригодятся — нечего и время на них тратить. Разбираемся, для чего стоит изучать предметы, которые включены в программу среднего образования.

1. Математика, точные науки

К точным наукам, а в особенности к алгебре и геометрии, немало претензий у тех, кто считает себя гуманитарием. К счастью, практически никто не возражает против умения складывать, вычитать и умножать. Также мало кто считает, что нет смысла в изучении пропорций или вычислении процентов.

Эти навыки, к примеру, пригодятся тем, кто ведёт учёт собственных финансов. То есть практически каждому.

Но решать квадратные уравнения согласны уже не все. А число желающих разбираться в тригонометрических правилах или вычислять пределы функций ещё меньше. И напрасно: подобные задачи здорово тренируют мозг, а также развивают несколько важных навыков.

Способность оперировать абстрактными категориями

Пропорции или проценты можно легко представить и показать на примерах. А вот свойства алгебраических функций или правила вычисления производных подразумевают понятия абстрактные. Их не изобразишь на пальцах, не объяснишь с помощью бытовых примеров. Поэтому, чтобы понимать некоторые математические разделы, необходимо научиться мыслить абстрактными категориями. Этот процесс может быть сложным, но при этом он отлично тренирует логическое мышление.

Развитая логика поможет находить верные решения в самых разных ситуациях. Например, не попадаться на уловки манипуляторов. Одна из таких — принцип ложной дихотомии. Это когда вас пытаются убедить, что в сложной ситуации есть лишь два выхода: неприятный и тот, к которому подталкивают манипуляторы. Но на самом деле это логическая ошибка и всегда найдутся другие варианты решения.

Это может выглядеть так: «Если вы купите холодильник у нас, значит, вы хороший человек, потому что мы часть выручки отдадим на благотворительные цели. Ну и пусть у него нет всех нужных вам функций. Если вы его не купите, значит, вы против благотворительности. Вам же не хочется ощущать себя бездушным и чёрствым?»

Вам показывают лишь два выхода: купить неподходящий холодильник или признать, что вы не очень хороший человек. Хотя на самом деле вариантов куда больше. Допустим, вы можете выбрать технику в другом месте, а если сочтёте нужным — самостоятельно поддержать любой благотворительный фонд. Это грубый пример, иногда манипуляторы действуют гораздо тоньше. Но логика поможет им не поддаваться.

Умение выделять главное и формировать структуру

На первый взгляд, любой раздел учебника математики может показаться набором случайных терминов и правил. Но потом становится ясно, что между всеми символами и понятиями есть строго определённые взаимосвязи.

Можно сказать, что каждый раздел математики — это многоуровневая игра, в которой действуют чёткие правила. Если в них разобраться, то можно увидеть красивую и сложную структуру, в которой каждый элемент находится на своём месте и взаимодействует с другими. Причём станет понятно, как именно он это делает.

Такой навык помогает увидеть главное и второстепенное в самых разных ситуациях — жизненных и рабочих.

И буквально разложить всё по полочкам. Например, написать статью, тезисы к докладу или просто пост в соцсетях, который не бросят читать после первого абзаца. Или подготовить аргументы для беседы с начальником о повышении зарплаты и продумать, как лучше выстроить диалог. Во всех этих вопросах умение видеть главное и формировать структуру сильно сэкономит время и силы и поможет прийти к цели.

Навык внимательности

Многие математические задачи решаются в несколько этапов. Причём на каждом из них нужно быть внимательным, чтобы не совершить ошибки. Так, например, необходимо действовать при сокращении длинных и сложных алгебраических выражений.

Подобные задачи помогают сохранять концентрацию и не терять фокус внимания. Ну а если где‑то в вычислениях появится ошибка — понадобится заново проверить свои действия, найти неверный шаг и исправить его. Этот процесс тоже замечательно тренирует навыки концентрации и мышления.

Умение не застрять в середине пути, не растеряться, не скиснуть, упорно идти к цели — ещё один важный навык. Конечно, его здорово развивают занятия спортом. Но и математические задачи тоже можно считать отличным интеллектуальным и личностным тренажёром.

2. Литература, гуманитарные предметы

Это предметы, которые позволяют развивать эмоциональный интеллект. В Сети часто сожалеют, что детей никто не учит разбираться в эмоциях, а без такого навыка сложно общаться и строить взаимоотношения. Хотелось бы возразить: учат. В школе, на нелюбимых многими уроках литературы. Вот ещё некоторые важные навыки, которые последние помогают развить.

Способность поставить себя на место другого человека

В классических произведениях мы видим не просто пересказ событий, которые происходили с персонажами. Авторы подробно описывают, что чувствуют герои, как эти переживания подталкивают их к тем или иным поступкам.

Причём внутренние монологи действующих лиц описываются очень подробно — так, что не понять их очень сложно. Мы можем взглянуть на происходящее глазами литературного персонажа и испытать те же эмоции, что и он.

Буквально поставить себя на его место. И понять, почему он сделал тот, а не иной выбор.

Да, произведения из школьной программы написаны более века, а то и двух назад. Но основы человеческой психики, базовые принципы её устройства не изменились. Мы так же радуемся, грустим, испытываем боль и ярость. Способность смотреть на ситуацию глазами литературного героя можно применять и в реальной жизни. Например, попробовать взглянуть на семейный конфликт с точки зрения партнёра и понять, чего ему не хватает в общении.

Умение видеть причины и последствия событий

Этот навык можно развивать на уроках литературы и истории. Они помогают увидеть не только конкретную ситуацию, но и взглянуть, что ей предшествовало и что было потом. Люди меняются мало, и можно заметить определённые причинно‑следственные связи между событиями, которые с ними случаются. А значит — научиться чему‑то на опыте предшественников, а не набивать собственные шишки.

Например, если долго откладывать сложное решение, закрывать глаза на проблему и ждать, что она как‑нибудь разрешится сама, то всё может закончиться катастрофой. Это чётко показывает опыт героев чеховского «Вишнёвого сада». Поэтому, если в реальной жизни возникнет сложная ситуация, стоит сразу же взяться за её решение, даже если хорошего выхода пока не видно.

Навык отстаивать свою точку зрения

Одно и то же литературное произведение может привести людей к самым разным выводам. И книжных или исторических героев тоже можно оценивать совсем не так, как написано в учебнике.

Например, для одного Чацкий из «Горя от ума» — парень, который стремится обо всём составить собственное мнение, слушает в первую очередь себя и не признаёт навязанных авторитетов. Примерно так же о нём говорится и в учебнике. А для другого тот же герой — самовлюблённый нарцисс, который требует внимания и восхищения, но при этом не нашёл времени спросить, как жила без него любимая девушка. Об этом в учебнике не сказано. Но на уроке, а особенно в сочинении, можно попробовать обосновать такую точку зрения.

Для этого придётся поискать аргументы, которые будет сложно оспорить.

Бывает, что учитель совсем не приветствует отличную от учебника точку зрения. Это тоже хороший повод отточить свою аргументацию и поучиться отвечать на возражения. Такой навык точно пригодится, ведь в жизни далеко не каждый разделит вашу позицию. Поэтому стоит потренироваться защищать свои взгляды. Да, в школе порой можно получить за это не самую высокую оценку. Но опыт участия в дискуссиях останется навсегда.

3. Естественно‑научные предметы

Биология, химия, география помогают лучше понять, кто мы такие и в каком мире живём. В этот же список можно добавить астрономию и физику — они тоже рассказывают об устройстве Вселенной и законах, по которым она существует.

Возможно, кто‑то возразит: в нашей повседневной жизни мало что изменится, если мы вдруг забудем, что Земля похожа на шар. Ведь нет разницы, едешь ты на велосипеде по плоскости или по поверхности огромной сферы. А остальные знания вообще практически бесполезны.

Мы думаем лишь о ежедневных делах, которые касаются лично каждого. На них вроде бы никак не влияют открытия генетиков или находки палеонтологов. Нам всё равно, сколько клеток занято в Периодической системе химических элементов и что происходит на другом конце Вселенной.

С одной стороны, многие факты из учебников действительно нам не понадобятся. Мы быстро их забудем и больше никогда не вспомним. Но любая научная информация добавляет что‑то новое в наши представления о Вселенной.

Сам факт мы можем забыть, а картина мира останется навсегда.

Например, один человек узнал, по какому принципу действуют вакцины. Другой же посвящённые этому уроки пропустил. И его гораздо проще убедить, что любая вакцина — продукт заговора нехороших людей. И что прививки делать нельзя, ведь все болезни — только от них. Первому, даже если он забыл многие конкретные факты, внушить такое будет практически невозможно.

Ещё один пример. Если вода кипит, её температура всегда равна 100 °С (на уровне мирового океана — в горах это значение ниже). И не важно, сильно она бурлит или нет: её температура не изменится. И яйца в любом случае будут готовы через одно и то же время. А значит, можно смело уменьшить нагрев — так, чтобы процесс кипения был слабым, но не прекращался. И сэкономить электроэнергию. А помогли нам это понять знания из курса физики.

Кажется, что это мелочь. Но вокруг множество подобных мелочей, и сложно сказать, когда нам понадобится очередной факт из школьной программы. Поэтому стоит считать, что лишних знаний не бывает.

Снова в школу 📚💼🍏 Как снизить стресс у школьника в начале учебного года Как правильно подобрать режим дня школьника Как делать домашнее задание быстрее Как помочь школьнику-гуманитарию справиться с математикой Почему ребёнок боится учителя и как помочь ему с этим справиться