А также «рвотные» африканские суды, бракоразводные поединки между мужчинами и женщинами и не только.
1. Испытание хлебом
В стародавние времена продвинутых методов криминалистики вроде ДНК‑текстов и сбора отпечатков пальцев ещё не придумали, да и видеокамер с сигнализациями тогда ещё не было. Поэтому в вопросах установления правосудия люди всё чаще полагались не на улики и свидетельства, а на решение Господа Бога. Потому эти испытания назывались божьими судами, или ордалиями.
Одним из наиболее безобидных способов было испытание освящённым хлебом — просфорой или гостией. Оно применялось и в католичестве, и в православии. В англосаксонском праве такое испытание было популярно как минимум до 1000 г. н. э. — упоминание о нём содержится ещё в законах короля Этельреда II Неразумного.
Если кого‑то обвиняли в преступлении, он мог доказать свою невиновность следующим образом. Испытуемый подходил к алтарю, громко моля Бога, чтобы тот его защитил. Священник вешал ему на шею табличку с обвинением, клал под правую ногу крест из тополя и ещё один такой удерживал над головой. Затем церковник вкладывал кусочек гостии и сыра в рот подозреваемому, и тот глотал. Если это ему удавалось, его прощали. Если же хлеб попадал не в то горло — значит, виновен.
В православии схожий обряд проводился, в частности, над подозреваемыми в воровстве. Суд просфорой был весьма распространён в Византии и Древней Руси.
Возьми литургисованную просфору и напиши на ней: «Уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба». И напиши имена подозреваемых, и пусть каждый возьмёт свою часть и будет есть, ты же читай вышенаписанные стихи, и не могущий проглотить — и есть самый вор.
А. И. Алмазов Испытание освящённым хлебом
Чисто в теории суд просфорой действительно мог помочь выявить грешника. Если человек был убеждён в своей вине, он вполне мог подавиться хлебом из‑за психосоматического воздействия обряда. Но для этого нужен был очень совестливый и богобоязненный преступник.
Говорят, именно подавившись хлебом во время испытания, умер в 1053 году Годвин, граф Уэссекский, подозреваемый в убийстве брата короля Эдуарда Исповедника. Правда, более поздние историки считают, что это легенда. Французский филолог Шарль дю Канж же полагает, что распространённая клятва «Да чтоб мне подавиться!» происходит именно от этого обычая.
2. Испытание холодной водой
Когда речь заходит об ордалиях, люди думают в первую очередь о Средневековье. Но на самом деле божьи суды — это очень древний способ установления вины. Например, испытание холодной водой упоминается в 13‑м законе Кодекса Ур‑Намму, старейшем из известных сохранившихся сводов, а также во втором законе Кодекса Хаммурапи.
Согласно им, если человека обвиняли в колдовстве, то он должен был прыгнуть в реку. Если выбирался из воды живым, его оправдывали. Ур‑Намму предписывал обвинителю выплатить невиновному три шекеля. Хаммурапи же был суровее с клеветниками. Согласно его кодексу, если обвиняемый был признан невиновным после испытания, обвинитель должен был быть казнён. А жертве предоставлялось право наследования его дома.
Некоторое время эта практика также присутствовала во франкском законодательстве, однако в 829 году была отменена императором Людовиком Благочестивым.
Впоследствии, в 1338 году, подобные ордалии иногда применялись в Германии. Если человека обвиняли в браконьерстве, его должны были трижды погрузить в бочку с водой. Правда, немцы, видимо, не так интерпретировали древний обычай, потому что в их варианте если человек тонул, его считали невиновным, а если всплывал, то наоборот. И его в итоге казнили.
Вы спросите: а зачем тогда вообще было заморачиваться с судом? Не проще ли сразу убивать всех подозреваемых? Ну, если человек тонул во время испытания — значит, доказывал свою невиновность и попадал на небеса. А это для богобоязненных жителей Средневековья было важнее, чем жизнь на бренной земле.
Испытание холодной водой также часто ассоциируется с охотой на ведьм, разгоревшейся в Европе в XVI и XVII веках. На самом деле эта ордалия к подозреваемым в ведовстве применялась довольно редко и не признавалась законами большинства стран, но всё-таки имела место. Последний суд водой над ведьмой прошёл в Сегеде в Венгрии в 1728 году.
Демонологи долго размышляли, почему колдуньи обладают такой отличной плавучестью. Король Англии Яков I полагал, что вода является слишком чистой стихией и выталкивает приверженцев зла естественным образом. А судья из Бонна Якоб Рикиус считал, что ведьмы сверхъестественно лёгкие, потому и умеют летать на шабаш. Он же предлагал не окунать их в воду, а просто взвешивать: возни меньше, а результат тот же.
3. Испытание дайвингом
Испытание холодной водой присутствовало и у индийской цивилизации — оно описывается в древних текстах. Но отдельно стоит упомянуть ещё один его вариант.
В Индии — как и в прочих странах Юго‑Восточной Азии — огромной популярностью пользовались петушиные бои. И частенько бывало так, что один игрок обвинял другого в жульничестве. Например, мошенник мог смазать своего петуха маслом, чтобы у противника не получалось его схватить, или затачивал его клюв и шпоры ножом.
Чтобы быстро и эффективно решать споры по петушиным боям, индийцы использовали… соревнования по дайвингу.
Обвинитель и обвиняемый ныряли в прозрачный пруд и хватались за шесты, которые были вбиты на дне. Кто продержится без воздуха дольше, тот прав и забирает денежную ставку. А кто не вытерпел и всплыл на поверхность за глотком живительного кислорода, считается обманщиком. Или клеветником.
4. Испытание рвотой
Своеобразные методы установления вины существовали и в Африке. Например, жители Мадагаскара по крайней мере с XVI века использовали ядовитые плоды дерева цербера мангас, на местном наречии именуемом тангеной, во время судов над колдунами и прочими преступными элементами.
Подсудимым предлагали проглотить три кусочка куриной кожи и плоды, содержащие вещество церберин, которое при употреблении внутрь или даже вдыхании может убить или вызвать сильнейшую рвоту.
Если испытуемого тошнило и три фрагмента кожи возвращались наружу, его оправдывали. А если хоть один кусочек оставался внутри — приговаривали к смерти. Если же обвиняемый умирал от яда, его считали виновным. Но поскольку казнить его было уже поздно, ограничивались запретом хоронить колдуна на семейном кладбище.
Особенно испытание рвотой любила применять к своим заключённым правившая Мадагаскаром в XIX веке королева Ранавалуна I. Она прославилась массовыми репрессиями, которые привели к сокращению популяции подданных с 5 до 2,5 миллиона человек только за период между 1833 и 1839 годами. Из них от испытания тангеной умерло порядка 100 000 человек.
И только в 1863 году король Радама II развенчал культ личности безумной правительницы, запретил подобные суды, реабилитировал умерших обвинённых и разрешил перезахоронить их на семейных кладбищах.
Аналогичное испытание существовало также у некоторых западноафриканских племён — только использовали они не тангену, эндемичную для Мадагаскара, а калаберскую фасоль. Подозреваемых в колдовстве женщин или одержимых злыми духами мужчин кормили этими ядовитыми бобами. Выжившие считались невиновными.
5. Испытание огнём
Одна из самых распространённых (и болезненных) ордалий. Подозреваемого заставляли пройти определённое количество шагов по горящим углям, или по раскалённым металлическим полосам, или удерживая в руках раскалённое железо.
Одна из самых известных историй об испытании огнём связана с матерью англосаксонского короля Эдуарда Исповедника, Эммой Нормандской. По легенде, её обвинили в прелюбодеянии с епископом Эльфвином Винчестерским. Но та прошла босиком по раскалённому железу и осталась невредимой, доказав свою невиновность.
Правда, высокодуховных личностей, которых и огонь не берёт, было не так много, поэтому в большинстве случаев виновность определялась по‑другому.
Когда человек стойко терпел ожоги, их ему перевязывали, а через три дня осматривали. Если раны заживали, испытуемого признавали невиновным, а если гноились — казнили.
6. Испытание крестом
Эту ордалию в раннем Средневековье христианские проповедники предлагали новообращённым в истинную веру германским племенам. Эти варвары очень любили все тяжбы решать судебным поединком. Христиане же считали, что как‑то это слишком жестоко, и надо найти более богоугодный способ. Испытание крестом законодательно было закреплено Карлом Великим в 779 году.
Суть этой судебной процедуры следующая. Если один германский варвар, только обращённый в христианство, обвинял другого такого же сурового парня в каком‑либо проступке, драться им запрещалось. Вместо этого они отправлялись в церковь, молились, а затем вставали перед алтарём, разведя руки горизонтально на уровне плеч и приняв форму креста. Кто опустил их первым, тот считался виновным.
Особо упорные могли сутками стоять, пока мышцы судорогой не сведёт.
Правда, позже капитуларий Людовика Благочестивого в 819‑м и, повторно, декрет Лотаря I в 876 году запретили суды крестом, потому что испытуемые якобы «пытаются уподобиться Христу», а это неприемлемо. И суровые германские народы вернулись к старым добрым судебным поединкам. Кстати, о них.
7. Испытание боем
Судебные поединки издревле были отличным способом выяснить, кто прав, а кто виноват, не слишком морочась с законами, доказательствами и прочими юридическими тонкостями. Обвинитель и обвиняемый сходились на поле чести и сражались, пока один не умирал (или оба). Выживший считался победившим в суде, поскольку бог самолично привёл его к победе.
Согласно своду законов «Саксонское зеркало» 1230 года, к судебной дуэли прибегали в случае оскорбления, нанесения телесных повреждений или кражи. Стороны вооружались мечами и щитами и могли носить льняную и кожаную одежду. Но голова и ноги оставались обнажёнными, а руки были защищены только лёгкими перчатками.
Если обвиняемый уклонялся от боя после того, как его трижды вызывали, обвинитель мог нанести мечом два удара по ветру и два — против ветра, и дело рассматривалось так, будто он выиграл бой.
Что было, если день выдался безветренный, кодекс не уточняет. Возможно, жюри объявляло ничью.
В Скандинавии этот же способ отправления правосудия назывался хольмганг, буквально — «прогуляться по острову». А на Руси поединок именовался «поле», а выходившие на бой звались полевщиками.
Псковская Судная грамота, кстати, разрешала участвовать в битве не только мужчинам, но и женщинам. Такое вот равноправие. Впрочем, если дама была заметно слабее противника и не могла сражаться, ей дозволялось выставить вместо себя наёмного бойца. А вот когда иск подавала женщина против женщины, наймиты запрещались.
Особенно оригинальным видом судебных поединков были бракоразводные дуэли, популярные в Германии XV века. Если супруги не могли поделить имущество мирно или одна сторона обвиняла другую в измене, они могли сразиться.
Мужчина, вооружённый дубинкой, сидел в яме глубиной по пояс, а женщина атаковала его камнем в мешке. Такие правила уравнивали шансы супругов, даже если дама была слабее.