22.11.2024

«Кринж» и «флексить» — это нормально. Почему не стоит бороться со сленгом подростков

Такие слова были и будут во все времена.

«Кринж» и «флексить» — это нормально. Почему не стоит бороться со сленгом подростков

Зачем нужен сленг подросткам

Сленг — одна из разновидностей языка, которую используют для неформального общения. Это неофициальные профессиональные слова, экспрессивные бытовые выражения, язык субкультур и групп по интересам.

Сленг помогает нам быстро передавать информацию, заявлять о своих чувствах и оценивать то, что нас окружает. Кроме того, с помощью таких слов можно заявить: «Я свой».

Последнее особенно актуально, когда речь идёт о подростке. Именно в этот период родители чаще всего теряют общий язык со своим ребёнком. «Не агрись», «ты меня жёстко хейтишь», «это зашквар» и прочие выражения могут повергать взрослых в шок. И кажется, что были напрасны и раннее развитие, и совместное чтение, и сочинение сказок перед сном, и другие полезные занятия.

Подрастая, ребёнок начинает поступать и разговаривать не так, как нам нравится. Как утверждают психологи, это нормально. Взрослым нужно просто вспомнить свои 12–17 лет. Ведь сленг был, есть и будет средством общения молодых. Чтобы убедиться в этом, посмотрим, как возник и изменялся молодёжный язык.

Как развивался сленг в России XVIII–XXI веков

Язык буршей

Разговорную речь долго не считали достойной каких‑либо исследований. Поэтому до XVIII века молодёжный язык не был предметом научного описания.

С развитием российского образования вырос и интерес к разным формам национального языка, в том числе нелитературным. Открылись учебные заведения: семинарии, гимназии, училища, институты. Учащиеся там дети начали использовать особый язык. В то время его называли техническим.

Бурсаки (или бурши) учились в духовных училищах и семинариях, в которых жили на средства от пожертвований (от латинского bursa — «кошелёк»).

Студенты часто голодали, воровали (могли сбондить, спереть, сляпсить, стибрить, стилибонить), щедро одаривали друг друга тумаками (жирандольками, кукунькой, бляхой). Любили устроить вскладчину коммерш (вечеринку), чтобы двинуть там от всех скорбей (выпить). Это была лафа (круто).

За нерадение в учёбе полагалась секуция (розги). Великовозрастных бурсаков отпускали за ворота (отчисляли) с титулкой (аттестатом).

В гимназиях, институтах, пансионах приходилось тоже несладко: скучная учёба, зубрёжка, телесные наказания (экзекуции), драки и каверзы однокашников. Чтобы развлечься, мальчики проказничали. Если кто ябедничал, то доносчика (козу) урезали ремнями или давали фацу (сильно ударяли по уху, чтоб щёлкнуло). Грачи (гимназисты) мечтали быть отпетыми (смелыми и наглыми, попадающими в истории).

У девочек были другие, более тонкие развлечения: они выбирали объект для обожания — дусю, душку (воспитанницу старшего возраста) — и служили ей (дарили подарки, восхищались, делились вкусным). Друг друга гимназистки и институтки называли мадамочками, машер (от французского ma chère — «моя дорогая»), а классных дам за их неприглядный синий наряд — синявками.

Лучших учениц именовали сливками, а двоечниц — мовешками. Аспидов (нелюбимых учителей) девочки травили и топили баню (устраивали какой‑то розыгрыш, в котором участвует весь класс).

Заимствования из других языков и словотворчество развивали сленг. Некоторые слова школьники используют до сих пор. Например, камчатка (или камчатник) — задние парты и тот, кто там сидит.

Блатные словечки 1920–1930‑х

После революции и гражданской войны на улице оказалось много беспризорных детей. Они становились частью воровского сообщества, слушали блатную музыку и перенимали уголовный язык.

«Плохие» мальчишки пришли в советские школы и принесли с собой уличный словарь: буза (скандал, бунт, ерунда), шухарь (чудак, смешной), аноху строить (валять дурака), накатить (нажаловаться), шамовка (еда), ширма (лазить по карманам), тискать (воровать), пофениботать (поговорить) и другие.

Некоторые слова беспризорников знакомы и нам: трепло, трепаться, засы́паться, липовый, подначивать, шпана, стоять на стрёме, мент.

Стильные 1950‑е

В послевоенные годы появилось движение стиляг. Поклонники всего западного любили прошвырнуться по комкам (комиссионкам), чтобы прибарахлиться. В бахилах (обуви) на манной каше (толстой подошве), узких брюках, длинном лепене (пиджаке), пышных платьях и других атрибутах стиля они хиляли (прогуливались) на Бродвее, или Броде (центральной улице), чтобы приобщиться к центровой жизни.

Важной деталью была причёска: молодые люди носили кок, как у Элвиса Пресли, девушки накручивали кудри и делали высокие хвосты и бабетты. Стиляги выглядели ярко и необычно для повседневности. Они презирали тех, кто одевался в совпаршив («Совпошив»). Танцами, внешним видом и эпатажным поведением молодые люди протестовали против советской морали и однотипности.

Чуваки и чувихи собирались группами на хате, чтобы лабать (играть) музыку и бацать (танцевать) стилем.

Шузы, герла, лукать, манюшки — слова стиляги брали из английского языка. Многие из стиляжных слов достались сленгу следующих поколений.

Неформальные 1970–1980‑е

Хрущёвская оттепель и крах культа личности Сталина привели к новой волне сленга. Хиппи, панки и другие субкультуры активно формировали молодёжный жаргон.

Внешность по‑прежнему помогала выделиться из толпы. В моде был хаер (длинные волосы) , который можно подпилить (подстричь). У девушек на фейсе (лице) — штукатурка (косметика).

Косуха, лапша (трикотажный джемпер, связанный в резинку), батник (женская блузка), бананы (свободные брюки, суженные снизу), варёнки (джинсы, которые варили для изменения цвета), мыльницы (босоножки из пластмассы) — предметы модного гардероба тех лет.

Среди интересов — аскать (стрелять, просить) что‑то на улице, тусоваться у кого‑то, если шнурков в стакане нет. Когда была капуста (деньги), устраивать сейшен (вечеринку).

Лихие 1990‑е

Перестройка, развал СССР, бандитизм и рэкет, безработица, поток западных товаров и фильмов отразились в языке молодёжи всплеском уголовного жаргона. Речь стала намеренно грубой и вульгарной.

Подростки тусовались по падикам (подъездам), на дискачах (дискотеках) и сабантуях (вечеринках). Самые важные понятия сленга крутились вокруг тем:

  • денег, или лавэ (зелени — долларов, деревянных — рублей);
  • разборок (беспредел, мочить, каюк, крыша, стрелка, забить стрелку, поднимать кипеш);
  • взаимоотношений (корефан — друг; цыпа, чика, тёлка — девушка; прикольный — приносящий радость; ништяк — одобрение);
  • одежды (прикид — наряд, стрёмный — немодный, нулёвый — новый).

Некоторые слова перекочевали в сленг нынешней молодёжи, изменив значения. Например, стрёмный теперь употребляется в более широком значении «плохой».

Современный сленг

В XXI веке появились мобильные телефоны и интернет — и сразу стали главным источником молодёжного сленга.

Гаджеты вначале были далеки от совершенства и медленно работали. Так в языке 2000‑х появились слова грузить/загрузить, глюк, тормоз, лагать.

IT‑сфера, компьютерные игры и социальные сети быстро захватили первенство в пополнении молодёжного сленга различными английскими заимствованиями: изи, го, гамать, сорян, гуглить, чекать.

Живая разговорная речь ворвалась в письменную форму через СМС, чаты, комментарии, во многом изменив и процесс коммуникации, и сам язык. Фокус внимания в сленге с заграничной одежды и причёсок переместился на внутренний мир и отношения. С помощью сленга современный подросток:

1. Даёт оценку событиям и людям:

  • Он тебе написал? Рили (сомнение)?
  • Она не умеет одеваться от слова совсем (усиление оценки).
  • Ходил на этот фильм. Ну такое… Мне не зашёл (пренебрежительная оценка).

2. Выражает эмоции:

  • Меня бомбит (негодование).
  • Я ору с этого (сильный смех).
  • Что ты агришься вечно (злость)?

3. Передаёт настроение, состояние:

  • Там особый вайб (атмосфера).
  • Я залипаю в игре (невозможно оторваться).

4. Делится чувствами, рассказывает об отношениях:

  • Он мой краш (объект обожания).
  • Хватит меня хейтить (критиковать с ненавистью).

5. Говорит о развлечениях:

  • Норм пофлексили (потусовались).
  • Чилили с другом вместо школы (отдыхали).
  • Видела мой лифтолук (фото в лифте)?

Что делать, если подросток использует сленг и вас это беспокоит

Понять и принять

С помощью сленга подросток иронизирует над окружающим миром, выражает мнение, смеётся. Это своеобразная языковая игра, которая помогает снять эмоциональное напряжение.

Конечно, выражается это часто в грубоватой форме, но такой уж возраст. И это нужно просто понять. Так же, как стремление красить волосы в сине‑зелёный цвет или носить бесформенную одежду. Сленг — это вызов миру взрослых, от которых подросток стремится обособиться.

Показать примеры литературной речи

Молодёжный сленг хоть и нормальное, но временное явление в жизни человека. В идеале.

Некоторые родители стремятся стать ближе к детям тем, что используют их язык. Это не совсем правильно. От взрослых в школе и дома ребёнок должен слышать нормированную речь. Тогда он через какое‑то время вернётся к общению на литературном языке.

Ребёнок должен понимать, что сленговая лексика уместна только в ситуации неофициального общения с друзьями, которые тоже так говорят. А основной формой коммуникации является всё же литературный язык.

По этой причине в семье важно читать книги, иметь библиотеку, учить стихи. Пример читающих родителей, совместного чтения и обсуждения — лучший способ вернуть ребёнка к общепринятой лексике.

Узнать значения сленговых слов

Для этого необязательно штудировать словари: учёные фиксируют словоупотребление не сразу, и пока издание выйдет — во многом устареет. Хотя некоторые разработки всё же есть.

Гораздо эффективнее больше интересоваться, что увлекает вашего ребёнка, иногда читать те же сайты и смотреть те же видео. Можно спросить и у самого подростка, что значит то или иное незнакомое слово.

Стоит насторожиться, если в речи ребёнка встречаются слова воровского жаргона или сленга наркоманов. Это может быть сигналом, что подросток вовлечён в незаконную деятельность и его окружение небезопасно.

Как относитесь к современному сленгу вы? Расскажите в комментариях.