13.10.2025

Что такое правило 3–3–3 и как его использовать для продуктивности

Нет, это не 9 часов работы.

Что такое правило 3–3–3 и как его использовать для продуктивности

Жаль, что в сутки нельзя добавить 25‑й час, чтобы точно всё успеть. Но можно поискать способы сделать жизнь менее стрессовой и более упорядоченной. Именно такой результат и обещает правило 3–3–3: выкроить немного свободного времени, организовать дела и обрести спокойствие среди хаоса.

В чём суть правила 3–3–3

Смысл в том, чтобы структурировать день по трём блокам и таким образом эффективнее управлять временем, лучше сосредотачиваться на конкретной задаче и не слишком перегружать себя в целом.

Идея метода принадлежит эксперту по саморазвитию и автору бестселлера «Четыре тысячи недель на всё» Оливеру Беркману. Он предлагает строить обычный рабочий день по такому принципу:

  • 3 часа уделять самым важным задачам;
  • 3 короткие задачи решать после важных;
  • 3 организационные задачи выполнять после коротких.

Правило 3–3–3 строится на том, что глубокая сосредоточенная работа повышает продуктивность. Когда мы вычёркиваем такой пункт из списка дел первым, то чувствуем удовлетворение от достигнутого, и это подстёгивает нас к ещё большим достижениям. Поэтому сначала вы на 3 часа погружаетесь в самые важные дела. 

Затем вы берётесь за три небольшие, менее трудоёмкие задачи. Переключаться на них спустя 3 часа рекомендуют потому, что часто именно это наш предел когнитивной нагрузки. Всё, за что мы берёмся после, должно быть легче. Это могут быть срочные несложные дела или такие, которые вы постоянно откладываете. В эту категорию попадают, например, ответы на письма, звонки или встречи.

Наконец, вы переходите к организационным задачам. К ним в данном случае относятся рутинные дела, которые упрощают и облегчают жизнь и помогают поддерживать работоспособность. Это может быть уборка, тренировка, составление меню или планирование других дел. В этом заключается особенность правила 3–3–3: оно учитывает не только основные рабочие или домашние обязанности, но и рутину, которая часто отнимает немало времени.

Какие плюсы у правила 3–3–3 

Правило 3–3–3 исходит из стремления сохранять баланс между работой и личной жизнью. Оно даёт возможность замедлиться, перестать чувствовать себя белкой в колесе и не винить себя за непродуктивность.

Основные преимущества правила такие:

  • Снижает риск выгорания. Этот подход мотивирует рассматривать каждый день по этапам, а не теряться при виде пространного списка задач. Объём работы становится более управляемым: вы лучше понимаете, какие дела можно отложить, а какие — делегировать.
  • Развивает навыки тайм-менеджмента. Правило 3–3–3 помогает приоритизировать задачи и более эффективно распределять время. Это может в итоге усилить ощущение самореализации и удовлетворённости.
  • Улучшает концентрацию внимания. Отдельное окно в расписании для углублённой работы над важными задачами помогает отгородиться от отвлекающих факторов и не терять фокус внимания. Это особенно полезно в случаях, когда на вас давит необходимость вычеркнуть все пункты из длинного списка дел — вы знаете, что займётесь ими позже. Кроме того, организационные задачи также дают мозгу возможность отдохнуть от напряжённой сосредоточенной работы.
  • Способствует балансу между рабочими и личными делами. Планирование каждого дня по правилу 3–3–3 помогает соблюдать баланс в жизни, поскольку задаёт реалистичные рамки, в которые можно вписать самые разные задачи.

Кому будет полезен метод 

В целом это практичная и доступная система планирования, которая всем подходит. Более того, её можно адаптировать под свои нужды настолько, насколько вам удобно, даже в наиболее загруженные дни.

Однако больше всего пользы правило 3–3–3 может принести тем, кто работает на ответственной должности и совмещает множество обязанностей. Также оно пригодится представителям творческих профессий, которым требуется время для уединённой работы над проектами или для обдумывания идей. Его стоит попробовать и студентам, которые совмещают учёбу с работой, и тем, кто трудится удалённо и может легко отвлечься на домашние дела.

Как извлечь максимальную пользу из правила 3–3–3

Ощутить все преимуществ метода помогут следующие шаги.

  • Планируйте заблаговременно. В самом начале дня или накануне вечером выбирайте задачи для каждого блока.
  • Устанавливайте таймер. Это поможет контролировать выполнение задач и сохранять сосредоточенность на всех этапах.
  • Страхуйтесь от отвлекающих факторов. На период интенсивной углублённой работы сведите к минимуму всё, что может оторвать вас от задачи. Например, отключите уведомления и договоритесь о границах общения с коллегами или семьёй.
  • Анализируйте и корректируйте процесс. В конце дня оценивайте результаты проделанной работы и вносите изменения в планы на завтра, исходя из того, что у вас получилось, а что нет.
  • Проявляйте гибкость. Последовательность блоков — важное условие правила 3–3–3, но её можно корректировать в зависимости от индивидуальных ритмов продуктивности.
  • Отдыхайте. Старайтесь группировать задачи так, чтобы в конце любого дня у вас оставался хотя бы час-другой личного времени. Делайте всё, что хочется, главное — делайте это в первую очередь для себя.

Важно понимать, что правило 3–3–3 — это не тот инструмент, который позволит найти время вообще на всё, что вам хотелось бы сделать за один день. И он также не подходит для организации всего дня. Цель в данном случае — поработать хотя бы над одним действительно важным проектом, разобраться с несколькими задачами, которых вы так или иначе избегали, и сделать несколько дел, которые поддерживают вашу профессиональную и личную жизнь в порядке.

Другие полезные приёмы⭐Эффект лёгкого дополнения — простой трюк, который поможет вам меньше уставатьМатрица влияния и усилий: как перестать заниматься ерундой и сосредоточиться на главномЧто такое энергетический менеджмент и как управлять силами вместо времениЧто такое декомпозиция задач и как она помогает справляться с объёмными деламиИсточник: Too much to do and not sure where to start? Try the 3-3-3 method to cultivate calm and boost productivity