01.07.2025

6 простых вопросов, которые помогут найти уникальную идею для бизнеса

Идея для запуска стартапа всегда рождается в голове основателя, но прийти к ней можно разными путями.

6 простых вопросов, которые помогут найти уникальную идею для бизнеса

1. Что я люблю?

Не обязательно быть опытным предпринимателем, чтобы мозг генерировал гениальное. Идею можно найти даже в книге у вас на полке или в фильме, который вы постоянно пересматриваете. Так, фанаты «Игры престолов» написали по мотивам произведения кулинарную книгу и теперь продают её по всему миру, а первый телефон-раскладушка появился благодаря «Звёздному пути» и даже назывался StarTAC.

Постарайтесь взглянуть на любимые хобби, компьютерные игры или сериалы по-новому — как на источник неудовлетворённых потребностей и нереализованных возможностей. Хобби — это сфера, где люди добровольно тратят своё время, внимание и деньги. А значит, это уже рынок, пусть и нишевой. 

Задайте себе вопрос: какие проблемы или сложности возникают у меня или у других? Что бы сделало этот опыт лучше, проще, дешевле, интереснее или доступнее? Сильные стартапы часто рождаются там, где предприниматель понимает аудиторию, а в случае с увлечениями вы уже часть этой аудитории.

2. Что я умею?

Первыми на ум приходят профессиональные компетенции, но не зацикливайтесь на них — именно они быстро могут завести в тупик. Не ограничивайтесь: выпишите все навыки, которые приходят в голову. Это может быть что угодно — от мытья лап собаке до заполнения налоговой отчётности.

Иногда сложно сразу понять, что вы умеете. Тогда обратите внимание не только на то, что вы делаете, но и как вы это делаете. Сильные стороны могут прятаться в мелочах. Вы легко находите общий язык с незнакомыми людьми? Умеете улаживать конфликты в семье или на работе? Это уже основа для переговорных навыков. 

Можно спросить у коллег, друзей или членов семьи, в чём они считают вас сильным. Часто со стороны видно то, что мы не замечаем.

3. Кому это нужно?

Даже самый простой, на первый взгляд, навык можно продать, если проанализировать рынок. Посмотрите по сторонам, поговорите с людьми, изучите, что делают другие. Вы можете обнаружить, что с бизнес-подходом человек может монетизировать почти любую идею.

Про компьютерные игры выше я упомянул неспроста: есть отличный кейс девушки, которая зарабатывает по 200 тысяч рублей в месяц на игре The Sims. Она вступила в сообщество игроков и выяснила, что многие из них не умеют строить в игре красивые дома. А она умеет — и теперь строит их на заказ.

4. Чем я отличаюсь?

Даже если навык прокачан на полную, в мире найдётся человек, который делает так же хорошо или лучше. Это не повод отказываться от идеи — нужно понять, что вас отличает от других. Здесь могут пригодиться другие ваши умения и компетенции из списка.

Возьмём то же создание «архитектурного бюро» для игроков The Sims. В сообществе уже были люди, которые строили дома за деньги, но девушка, работая маркетологом, обратила внимание, что они берут мало заказов или не прокачивают свои соцсети. Первым делом она занялась развитием соцсетей, куда выкладывала свои проекты, — так стали появляться новые клиенты. А потом пришлось нанять команду «архитекторов», чтобы справляться с объёмом.

5. Кто мне поможет?

Многие боятся рассказывать о своих задумках и проектах до момента реализации, но так вы можете упустить много полезного. Чем больше вы общаетесь с людьми из разных сфер, с разными умениями и опытом, тем больше возможностей вместе создать продукт, который никто не делал до вас. Находите единомышленников и тех, кто может заинтересоваться вашей идеей, развить её, доработать, реализовать.

Даже среди ваших друзей может найтись тот, кто заинтересуется идеей. Полезные связи также можно поискать в профильных группах в соцсетях, на фестивалях, отраслевых мероприятиях. 

6. Может ли робот упростить работу?

Людям нравится использовать технологические новинки в быту — это подтверждает существование машинок для умывания лица и роборук, которые умеют только варить кофе. Пользователи делают из искусственного интеллекта своего друга, ассистента или даже психотерапевта. Подумайте, можете ли вы автоматизировать часть своей работы.

Генеративный ИИ может помочь и с задумкой, и с реализацией идеи. Например, можно попросить бота раскрыть ваши навыки или поискать статистику, какие стартапы в последний год оказались особенно успешными. Главное — не перекладывать на нейросеть всю работу и перепроверять всё, что она говорит, — ИИ порой ошибается и искажает факты. Помните: технологии — это ваши помощники, но они не могут сделать за вас абсолютно всё.

Чек-лист

Итак, резюмируем, что нужно сделать:

  • Изучите потребности людей. Это поможет понять, насколько идея будет полезна и захотят ли другие отдавать вам деньги за услуги. Многие люди умеют вязать, но не каждый может попасть в потребности целевой аудитории. Самое время зайти на сайты с объявлениями, маркетплейсы или тематические форумы и посмотреть, что люди действительно покупают, на что жалуются и чего им не хватает.
  • Ищите неудовлетворённый сегмент. Иногда не нужно создавать что-то новое — достаточно изменить подачу или канал. Та же девушка из сообщества The Sims увидела, что у конкурентов слабо работает маркетинг. Если вокруг уже есть конкуренты, посмотрите, где и как они теряют клиентов: не отвечают быстро, не доносят ценность, не развиваются визуально или технически. То, что они упускают, может стать вашей точкой входа.
  • Найдите своё уникальное сочетание. Сама по себе компетенция редко бывает уникальной, но её комбинация с другими уже может быть мощным отличием. Спросите себя: какие две или три моих компетенции могут вместе дать нетипичный результат?
  • Найдите единомышленников. Тех, кто может заинтересоваться вашей идеей и помочь.
  • Попробуйте автоматизировать рутину, чтобы сосредоточиться на главном — реализации вашей идеи. 

Узнайте больше🤔Зачем и как проверять идеи для бизнеса10 бизнес-советов от самых богатых людей мира4 вопроса для проверки бизнес-идеи на выживаемость