Не пытайтесь повторить это дома.
1. Солонование и перепекание младенцев
В стародавние времена в русских селениях (как, впрочем, и во всех остальных) смертность в первые годы жизни была высокой, поскольку таких благ цивилизации, как антибиотики и детская медицина, ещё не завезли. Однако любящие родители с присущей крестьянам смекалочкой искали другие способы защитить своё потомство от опасностей и болезней.
Если ребёнок родился преждевременно, был слаб, болен или проявлял подозрительное поведение — например, был слишком тихим или чересчур громким, — с ним поступали следующим образом.
Младенца обмазывали тестом, клали на лопату, которую использовали для выпекания хлеба, и засовывали в натопленную печь.
Считалось, что там ребёнок будет «дозревать», прямо как в материнской утробе. Этот странный обряд под названием перепекание детей сохранялся в некоторых регионах вплоть до XX века. Он сопровождался чтением молитв и заговоров, хороводами вокруг дома повитух, а также диалогами между родителями и курирующей действо повитухой:
— А что ты, кума, делаешь?
— Сухотку (болезнь) запекаю.
— А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку!
— А что ж? И Ваньку не пожалею, лишь бы её, лиходейку, изжить!
— Её запекай, а Ваньку мне продай!
Знахарка забирала ребёнка, и он проводил у неё ночь, а потом она возвращала его родителям. Снятое с малыша тесто потом бросали собаке, чтобы переложить на неё собранные с него болезни.
Если этот обряд показался вам слишком уж экстравагантным, есть ещё один вариант — так называемое солонование младенца. Берём предположительно больного ребёнка и натираем его солью и сажей. Если смесь разъедает кожу и та отваливается клочьями — не беда, вместе с ней и болезнь уйдёт. Впрочем, можно и не целиком натирать отпрыска солью — достаточно засыпать её ему в уши. Помогает от сглаза.
Аналогичные обычаи, кстати, встречались также в Турции и странах Средней Азии.
2. Открытие колдунов
В просвещённой Европе конца XV — середины XVII веков поиском ведьм, колдунов и прочих работников чародейской промышленности занималась Святая инквизиция. У суеверных русских крестьян же таковой не было, поэтому приходилось справляться со служителями сатаны своими силами.
Колдуны и ведьмы совершали множество плохих вещей — в частности, насылали болезни, неурожаи и воровали молоко у коров. Почему? Ну, просто из‑за скверного характера.
Естественно, совершали они свои проделки инкогнито, избегая праведного гнева соседей.
Поэтому, если у поселян возникало подозрение, что в деревне завёлся чернокнижник, они проводили обряд, чтобы раскрыть личность злодея. В специальный день — 25 марта — после утреннего богослужения самый отчаянный крестьянин должен был сесть на лошадь, «какую не жаль», спиной вперёд, лицом к хвосту. И ездить по деревне, не оборачиваясь.
Выехав из села, ведьмолов должен был смотреть на печные трубы. Дело в том, что в этот роковой день нечистая сила якобы «проветривает» колдунов, которые вылетают из труб вниз головой. Разумеется, делает она это под покровом чар невидимости, и только сидя на лошади задом наперёд можно вычислить чернокнижника, левитирующего над крышей своего дома.
Правда, при совершении обряда нужно соблюдать изрядную осторожность. Если поселянин по время поездки на лошади оглянется, то нечистая сила немедленно разорвёт клячу на кусочки, а сам ведьмолов либо умрёт, либо сойдёт с ума от страха. Поэтому «открытие колдуна» всё чаще делегировали специально обученным знахарям.
Во‑первых, те не боялись нечисти, а во‑вторых, умели рулить лошадью, не глядя на дорогу. Конечно, эти профессионалы работали только за серьёзное вознаграждение, которое собирали всем селом.
3. Угощение водяного
Судьба рыбаков напрямую была связана с уловом, поэтому им было жизненно необходимо поддерживать нормальные отношения с водяным. Помимо них, от немилости водного духа зависели также мельники и пасечники. Водяные могли натворить много бед: утопить кого‑нибудь, отвести улов от неводов, испортить мельничные колёса или даже уморить пчёл в ульях.
Какая связь может быть у существа, живущего на дне своего пруда, и пчёл? Не спрашивайте, в такие вещи нужно просто верить.
Как свидетельствовали народные наблюдения, с 1 апреля (по старому стилю) водяные, обитавшие в каждом пруду, выходили из зимней спячки голодные и злые. Злобный дух разгонял рыбу, ломал лёд, вызывал волны — в общем, всячески давал понять, что настроение у него поганое. Чтобы утихомирить водяного, ему преподносили угощение.
За три дня до 1 апреля рыбаки покупали у цыган самую негодную лошадь не торгуясь. Всё это время они старались откормить коня хлебом и жмыхом конопли. В последний вечер голову копытного мазали мёдом с солью, вплетали в гриву красные ленты, связывали верёвками ноги и надевали на шею пару старых жерновов. Ровно в полночь коня отводили на реку, где обитал водяной, и бросали в прорубь. Если же лёд уже растаял, приходилось грузить «подарок» в лодку, везти на середину водоёма и топить его там.
Предполагалось, что накормленный водяной становился добрее и не устраивал наводнений, не рвал сети и удочки и не пугал рыбу. А если рыбаки попадались непонятливые и затягивали с презентом, дух якобы подавал им намёки в виде сильных колебаний воды и глухих стонов из‑под земли.
После благополучной передачи лошади в дар нечистой силе старший рыбак выливал в реку масло, говоря: «Вот тебе, дедушка, дар на новоселье. Люби и жалей нашу семью!» Довольные совершением удачной сделки с водяным мужчины возвращались домой и, по словам этнографа XIX века Ивана Сахарова, «с радостью проводили всю ночь в пьянстве».
4. Борьба с Коровьей смертью
В наши дни гибель домашних животных объясняется инфекциями. Однако в стародавние времена у простых русских крестьян микроскопов не имелось, а потому падёж скота связывали с куда более мрачными причинами. Считалось, что существовала некая специальная сила — Коровья смерть, и именно она уничтожала скотину. А от благополучия последней зависела жизнь всего поселения.
Коровья смерть являлась людям в виде старой, отвратительной женщины, у которой когтистые «руки граблями». Она не способна была зайти в село сама, а потому являлась проезжающим путешественникам и купцам и просила её подвезти до ближайшей деревни. Когда доброхот выполнял просьбу, Коровья смерть, добравшись до заданного местоположения, истребляла там весь рогатый скот.
Чтобы разобраться со злодейкой и остановить падёж, крестьяне шли на отчаянные меры. Они проводили ритуал под названием «опахивание села» (не от «опахало», а от «пахать»).
Занимались этим исключительно женщины и девушки. Ночью они тайно собирались — босые, в одних белых рубахах, с распущенными волосами, чтобы с помощью сохи провести борозду вокруг деревни. Считалось, что эту межу Коровья смерть преодолеть не сможет.
В соху впрягали либо одну девушку, либо сразу трёх. Причём они должны были быть полностью обнажёнными и желательно целомудренными. Впрочем, иногда в качестве тягловой силы, напротив, использовали беременных.
Направлять сельхозинструмент сзади бралась вдовая женщина. Участницы обряда поднимали шум, гремели сковородами, заслонками, кочергами и щёлкали кнутами. Упоминается, что в Данковском уезде Рязанской губернии женщины даже стреляли из ружей — видимо, нечистая сила побаивалась старого доброго огнестрельного оружия. Как говорится, Господь допустил демонов в наш мир, а полковник Кольт уравнял наши шансы. Шутка.
Также участницы процессии носили с собой мётлы, иногда катаясь на них, как на лошади, захватывали горящие пучки лучины или соломы, сухие липовые чурки, банные веники без листьев, черепа животных или живого петуха. Кроме того, они несли священные христианские атрибуты, такие как иконы, свечи и ладан в кадиле или просто в горшке с раскалёнными углями.
Если женщинам по пути попадалось животное, например кошка или собака, они убивали его. Потому что это, конечно же, сама смерть приняла такой облик, чтобы укрыться от возмездия. Если натыкались на запоздалого путника, его могли и избить — мало ли в кого может обратиться лиходейка?
В конце обряда, описав вокруг деревни полный круг, крестьянки выкапывали яму, наполняли её навозом, поджигали его и проводили больную скотину через дым. Считалось, что это исцелит животных. Не нужно быть ветеринаром, чтобы судить, насколько такая терапия может быть «эффективной».
После опахивания Коровья смерть якобы бегала по селу «чахлая и заморенная», страдала и с горя уходила в степи.
5. Гадание с поглаживанием
Издавна по всему миру люди прибегали к гаданиям, чтобы узнать свою судьбу. Особенно этим любили заниматься девушки, которым предстояло выйти замуж. Ведь во времена, когда ни о каком равноправии слыхом не слыхивали, от того, удачно ли сложится брак, зависела вся жизнь женщины.
Чаще всего девушки гадали на святки — это 15 ночей с рождественского сочельника по Крещение. Существовали обряды с зеркалами, свечами, картами, с бросанием башмаков за забор и не только.
Имелся и более интересный способ — когда желающая выйти замуж девушка надевала лошади на голову мешок, садилась на животное спиной вперёд и каталась по селу. Логика такая: если копытное направится к чьим‑то воротам, то девушку сразу же выдадут замуж. А если процокает к хлеву или к забору, то в этом году никто не посватается.
Но самый оригинальный метод узнать будущее был связан с баней или овином — это такая сельхозпостройка, где сушат снопы.
Считалось, что в этих местах обитают, соответственно, банник и овинник — представители нечистой силы. И у кого спрашивать будущее, если не у них, верно?
В общем, гадающая девушка подходила к окошку или двери, задирала юбки и просовывала голую филейную часть в помещение со словами: «Суженый‑ряженый, погладь меня!»
Если демон делал это голой лапой, то жених ей предначертан бедный, а если мохнатой, то, наоборот, быть девице невестой богача. Если никто её не потрогал — стало быть, замужества не видать. А ежели нечистая сила ударила девушку кнутом — значит, быть ей женой домашнего тирана и терпеть побои.
Иногда, правда, пользу из этого обряда стремились извлечь не только дамы, но и юноши. Последние прятались в овинах и банях, чтобы иметь возможность безнаказанно облапать незнакомую девицу. Этнограф XIX века Сергей Максимов даже записал такую историю: как‑то раз в Пензе одна гадальщица сунула свой зад в овин, притаившийся там парень схватил её, и она, решив, что стала жертвой домогательств демона, умерла от испуга.
6. Похороны мух
Во Владимирской, Смоленской, Калужской, Курской, Орловской, Тульской губерниях и во многих других местах у русских крестьян был весьма своеобразный обычай, совершаемый в период от дня Семёна Летопроводца (1 сентября по старому стилю) до Покрова (1 октября). Поселяне собирались, чтобы организовывать пышные похороны насекомых.
Погребение с почестями организовывали мухам, тараканам, блохам, клопам, вшам и комарам.
Как писал этнограф Иван Сахаров, серпуховские девушки помещали мёртвых букашек в гробики, вырезанные из корнеплодов. Например, из репы. Впрочем, свёкла и брюква тоже подходили. В других городах и уездах беспозвоночных отправляли в последний путь в коробочках, ореховых скорлупках, лаптях и саркофагах, сделанных из щепок.
Похороны сопровождались шумным оплакиванием, причитаниями, панихидой, ударами в горшки, имитирующие погребальный колокольный звон, чтением заупокойных молитв, псалмов. После предания насекомых земле им на могилки устанавливали миниатюрные кресты. Усопших поминали пирогами, мёдом, брагой и пивом.
Зачем это было нужно? Ну, есть три причины. Во‑первых, считалось, что похороны мух, комаров, тараканов и прочих паразитов приведут к тому, что они все издохнут и перестанут пить кровь и портить продукты. Обряд, кстати, был весьма действенным с практической точки зрения. Хотя, возможно, это было связано с тем, что «похороны» проводились осенью, когда поголовье насекомых естественным образом сокращалось в связи с похолоданием.
Во‑вторых, обряд мог быть также мотивирован верой русских крестьян в то, что души умерших родственников превращаются в мух и прочих насекомых. А значит, оказание им почестей могло помочь наладить отношения с предками.
И, наконец, третья причина: обряд похорон мух, комаров или тараканов нередко принимал шуточный характер. Поэтому что это просто весело — хоронить их, как людей, по всем правилам. Возможно, это помогало крестьянам отвлечься от мыслей о собственной смертности. И просто приятно провести время на поминках, даже если никто не умер.
Заглянуть вглубь веков 👀 5 странных вещей, в которые верили врачи прошлого Как стать привлекательнее и приворожить партнёра: методы предков из Древней Руси 5 фактов о том, как воспитывали детей в прошлом Чёрные зубы и косметика из крокодильего помёта: 6 самых странных бьюти-практик древности Антрополог Станислав Дробышевский: почему вам не нужно завидовать древним людям