Не стоит ждать, пока кто-то другой выведет вас из тени, идите на свет сами.
Бывает, что человек работает качественно, эффективно и выполняет множество важных задач. Но начальство этого вроде бы не замечает — то есть никак не выделяет сотрудника, не поощряет его. Разберёмся, что делать, если вы оказались в роли такого «невидимки».
1. Фиксируйте свои достижения
Можете начать прямо с сегодняшнего дня. Сперва стоит записать, как начиналась ваша работа на текущей должности:
- Какие навыки у вас были на первом этапе.
- Какие обязанности вам нужно было выполнять.
- С какими сложностями вы встречались.
Затем отметьте, какие задачи вы выполняете сейчас. Зафиксируйте текущие навыки и отметьте проблемы, которые представляют для вас наибольшую сложность.
Теперь сравните оба перечня. Вы наглядно увидите, как изменились ваши профессиональные скилы и насколько сложнее стали решаемые задачи. Этот анализ позволит укрепить вашу уверенность в собственном профессионализме.
На следующем этапе вспомните и запишите все ваши успехи за последний год. Скорее всего, крупные контракты, прибыльные сделки и важные рабочие проекты всплывут в памяти сразу же. Не останавливайтесь на этом и вспомните другие достижения — может быть, менее заметные, но важные для компании. Возможно, вы предложили реорганизовать отдел, и ваша идея оказалась удачной. Или придумали новую активность для подписчиков в соцсетях, которая увеличила охваты. Запишите всё, что вспомните.
Наконец, заведите новую привычку — фиксировать в особом файле каждый новый успех. Можно создать специальную папку или закрытый канал в мессенджере, куда вы будете складывать все свидетельства вашего профессионализма. Например, скриншоты с отзывами клиентов или благодарностями коллег или снимки экрана с числом просмотров вашего поста в паблике компании. Все эти свидетельства помогут доказать и себе, и другим, что ваш вклад в общий успех важен. А это шаг к тому, чтобы покинуть зону невидимости.
2. Попросите обратную связь у руководства
Многие компании используют практику регулярных встреч сотрудников с непосредственным начальником для оценки результатов текущего периода. Во время такого разговора можно обратить внимание на достижения, наметить перспективные направления развития и проанализировать причины неудач.
Если в компании нет такой практики, сообщите начальнику, что вам необходимо получить от него обратную связь, чтобы определить стратегию вашего дальнейшего развития. Попросите его назначить вам встречу и выделить на неё не меньше 40–50 минут.
Перед разговором можете подготовить презентацию своих достижений. Здесь вам пригодится вся информация из предыдущего пункта. Обязательно сформулируйте и вопросы, которые вам важно прояснить. Например, как руководитель оценивает ваши навыки и успехи, считает ли он, что вам необходимо что-то поменять в подходе к работе.
Возможно, после такой встречи вы перестанете быть для начальника незаметным сотрудником — и перед вами откроются новые рабочие и карьерные перспективы.
3. Активно общайтесь в рабочих чатах
Если в них обсуждаются профессиональные дела, не стесняйтесь задавать вопросы коллегам — конечно, лишь те, на которые вы сами не смогли ответить. И помогайте другим решить проблемы, с которыми вы уже справились.
Там же можно писать о новых идеях, которые вам кажутся полезными. Например, если у вас появится мысль о новом конкурсе для ваших клиентов, который можно провести в соцсетях, стоит рассказать о ней коллегам и начальству.
Включайтесь в обсуждение идей, которые предлагают другие. Если вам кажется, что вы могли бы поучаствовать в их реализации, пишите об этом. Например, вы дизайнер, а ваш коллега-копирайтер предлагает нарисовать комикс об использовании нового продукта. Можете написать, какой персонаж, по вашему мнению, годится в главные герои истории. А если у вас есть время — взять на себя реализацию идеи. Это поможет вам выйти из тени и стать заметным.
4. Появляйтесь в соцсетях и публичных каналах компании
Если вам есть о чём рассказать клиентам, пишите полезные для них посты. Например, расскажите о самых популярных ошибках, которые делают пользователи, купившие вашу продукцию. Или ответьте на самые частые вопросы, которые задают клиенты службе поддержки.
Такие посты вовсе не должны быть длинными. Возможно, написать их вам помогут SMM-специалисты. Договоритесь с ними и с руководством, чтобы в тексте была пометка об авторстве ответов. Такая тактика поможет вам стать видимым и для коллег, и для клиентов компании. А в итоге — для руководства.
Если такая активность потребует от вас серьёзных затрат времени и сил и пойдёт на пользу компании, можно будет поговорить с боссом об увеличении зарплаты.
5. Ведите свои соцсети или профессиональные каналы
Вы можете писать в них что-то интересное и для коллег, и для клиентов. Например, рассказывать о том, что вам нравится в вашей работе, какие вызовы кажутся вам самыми серьёзными, как вы решаете проблемы.
Можно рассказывать и об околорабочих вопросах. Например, о том, как вы боретесь с опасностью выгорания. Или о принципах тайм-менеджмента, которые вы активно используете. Можно упомянуть о тех приёмах самоорганизации, которые для вас не сработали, и рассказать почему.
Возможно, сначала у вас будет мало читателей. Но если вы будете регулярно напоминать о своём канале или паблике в рабочих чатах, на него смогут подписаться ваши коллеги. Кроме того, вам стоит вступать в профессиональные сообщества и активно в них общаться. Тогда число читателей может вырасти, а ваша видимость — заметно повыситься.
6. Станьте ментором для новичков
Если вы долго работаете на текущей должности, у вас, скорее всего, появились собственные лайфхаки, которые помогают оптимизировать работу. Возможно, часть из них вы узнали у более опытных коллег, а некоторые придумали сами.
Например, выработали собственный алгоритм общения с новыми клиентами, оптимизировав общепринятый. Или создали схему, которая позволяет не забывать о самых важных рабочих задачах, уделять время остальным проектам, а в конце недели или месяца быстро проводить анализ работы.
В этом случае вам есть чем поделиться с новичками. Предложите себя в менторы и расскажите начальству, как ваши предожения смогут помочь им быстрее адаптироваться. Возможно, следствием этого разговора станут не только новые задачи, но и повышение зарплаты. А ещё вы вряд ли останетесь работником-невидимкой.
7. Предложите себя на роль спикера на профильном мероприятии
Если ваша компания принимает участие в различных профессиональных конференциях, предложите себя в качестве спикера. Возможно, ваш рабочий опыт позволит сделать интересное и небанальное выступление.
Стоит сразу же предложить несколько тем, которые могут вызвать интерес на конференции. Выбирайте те, с которыми вы точно справитесь. Например, можно рассказать о неочевидных деталях известных всем бизнес-процессов. Или о собственных наработках при общении с постоянными покупателями, которые помогают вам заключать новые сделки.
Можно начать с меньшего — регулярно выступать на общих собраниях или планёрках. Причём не ограничиваться там одной-двумя фразами, а предлагать развёрнутый анализ или тщательно сформулированное предложение.
В этом случае вы со временем перестанете быть работником-невидимкой. А руководство привыкнет, что вы часто берёте слово и, что значимо, говорите по делу. Это важный шаг, который поможет вам выйти из профессиональной тени.
Больше о работе и карьере👩💻Что делать, если вас невзлюбили коллеги5 вопросов о работе и карьере, которые стоит задать себе прямо сейчасЧто делать, если начальник вас бесит