Иногда жизнь раздаёт не всем сёстрам по серьгам, а только тем, у кого уже есть шкатулка с украшениями. Термином «эффект Матфея» описывают ситуацию, когда люди приумножают капитал пропорционально тому, сколько у них уже имеется. Своё название эффект получил по строчке из Евангелия от Матфея: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Среди тех, кто заговорил об эффекте впервые, — социологи Харриетт Цукерман и Роберт Мёртон. Цукерман провела серию интервью с нобелевскими лауреатами по теме и подняла проблему. Термин ввёл Мёртон, который проводил исследования в этом же поле. Они рассматривали эффект Матфея в контексте науки: речь шла об учёных и их значимости в научном мире. Мол, уже известные и великие становятся с каждым днём ещё более известными и великими и все большие открытия приписываются им. А малоизвестные исследователи рискуют так и остаться малоизвестными. Он работает для капитала самого разного рода — от денежного до социального. Вот несколько примеров. С науки всё начиналось, и в ней мало что изменилось. Сейчас среди учёных принято мериться индексом Хирша, который показывает, сколько публикаций вышло у автора и сколько его статей процитировали коллеги. Но представьте, что вам надо собрать материал для научной статьи. У вас есть два текста примерно похожего содержания: один — ноунейма, другой — именитого учёного с весомым индексом Хирша. Последний вызывает как будто больше доверия: этот текст и самого автора часто цитируют, значит, ссылаться на него статуснее и безопаснее. В результате у именитого учёного индекс Хирша становится ещё выше, а у неизвестного — не прирастает. Тому, у кого уже много друзей, проще находить новых знакомых — собственно, на этом построен принцип нетворкинга. Речь не только о контактах для развлечения. Если в соцсетях попросить порекомендовать хорошего стоматолога, человек с 1 000 подписчиков с большей вероятностью найдёт врача, чем человек с 30. Аналогично и с деньгами: когда у кого-то их много, он может вкладывать средства в разные проекты. И если хотя бы несколько выстрелят, он приумножит капитал. Если у человека нет денег, такой фокус провернуть не удастся. Так, многие могут жалеть, что не купили доллары по 30, забывая, что в то время у них не было денег на приобретение валюты. И даже при получении образования эффект Матфея тоже работает. Если ребёнок рано научился читать, это обычно приводит к дальнейшим успехам в учении. Дети, которые медленнее овладевают навыком чтения, рискуют столкнуться с проблемами в освоении новых умений на протяжении всей жизни. Это связано с тем, что отстающий ребёнок читает меньше и со временем отстаёт всё больше и больше. На основании этого нельзя делать категоричных выводов о том, что детей, которые поздно начинают читать, ничего хорошего не ждёт — это совершенно не так. Скорее, подобные гипотезы подчёркивают важность равных возможностей в сфере образования. Это знание не обязательно должно, но может мотивировать усерднее трудиться на старте. Потому что эффект Матфея очень хорошо демонстрирует принцип, согласно которому сначала ты работаешь на зачётку, потом зачётка работает на тебя. Причём не только метафорически, но и буквально. Если на первых курсах приложить больше усилий, на последних будет легче. Не потому, что оценки будут выставлять за красивые цифры в зачётке, а потому, что на скелете старых знаний при некоторой догадливости можно проскакать, как на живой лошади. Первая работа, первый капитал, социальные связи — в начале всегда бывает тяжело. Но именно это — инвестиция в будущее. Не всегда бывает очевидно, как работают привилегии. Людям, у которых они есть, свойственно рассуждать о том, что остальные просто ленивые, иначе могли бы жить лучше. Но чаще всего так не работает, потому что надо смотреть, что у них было на старте, даже если это неочевидно. Например, выше мы говорили о чтении. У семей может быть одинаковый доход и много чего ещё плюс-минус одинакового. Но в одном доме много детских книг, а в другом — нет. И даже если у двух детей примерно равный интерес к тому, чтобы самостоятельно читать, у одного есть такая возможность, а у другого — нет. Знание об эффекте Матфея помогает более осознанно воспринимать чужие успехи и меньше заниматься самобичеванием из-за собственных неудач. Мы можем стараться ради достижения целей, если для нас что-то важно. Нормально выставлять себе маячки, по которым можно оценивать прогресс. Однако не всегда стоит ругать себя за то, что вы вложились недостаточно, если вы сами придумали себе гонку с человеком, который стартовал на 100 метров впереди вас. Хотя и преуменьшать усилия других тоже не стоит, если привилегированный человек — это вы. Разбираем разные эффекты💡Что такое эффект Кёлера и почему в группе мы можем работать лучшеЧто такое эффект слепого пятна и как он мешает оценивать себя объективноВ чём на самом деле заключается эффект Даннинга — Крюгера и как он влияет на наши решенияЭффект коктейльной вечеринки: почему мы слышим своё имя в шумном местеЧто такое эффект Матфея
Как проявляется эффект Матфея
В науке
В коммуникациях
В личных финансах
В образовании
Почему полезно знать об эффекте Матвея
Для мотивации
Для понимания неравенства
Для более критичного восприятия своих и чужих успехов
