06.06.2025

Знаете ли вы, почему в самолёте нужно выключать телефон?

Для этого есть не только технические причины.

Знаете ли вы, почему в самолёте нужно выключать телефон?

Вы наверняка не раз слышали объявление перед взлётом: «Пожалуйста, переведите гаджеты в авиарежим или выключите их». Но этому правилу следуют далеко не все пассажиры — и обычно ничего плохого не происходит. Возникает вопрос: действительно ли так необходимо выключать телефоны в самолёте или эта инструкция — пережиток прошлого? Давайте разбираться.

Первые запреты на электронику в самолётах появились ещё до эры мобильных телефонов. В 1961 году нельзя было взять на борт обыкновенный радиоприёмник — считалось, что его сигналы могут мешать навигационным системам. Позже это ограничение расширили: с 1966 года все переносные электронные устройства стали рассматриваться как потенциальный источник помех.

Когда же мобильные телефоны стали массовым явлением, опасения только усилились.

Экипажи начали жаловаться, что включённая электроника может создавать помехи в работе радиосистем, особенно в кабине пилотов. Поэтому в 1991 году Федеральная комиссия по коммуникациям США (FCC) официально запретила использование телефонов в полёте, а вслед за этим подобные меры ввели и европейские регуляторы. 

С середины 2000‑х годов исследователи всерьёз взялись за вопрос, насколько мобильные гаджеты и прочие электронные устройства действительно мешают работе самолётных систем.

Например, в 2004 году NASA провело тестирование модели Samsung SPH-N300 — тогда это был довольно популярный телефон. Оказалось, что его излучение действительно могло создать помехи GPS-приёмникам — но только при специфическом сочетании факторов. Нужны были определённая модель, определённая частота, мощность сигнала и так далее. Так что риск существовал, но крайне маленький. 

К тому же это было единственным исключением из правила. Повторные тесты с другими телефонами, а также аналогичные исследования разных авиакомпаний не выявили серьёзных помех в важном диапазоне частот. Иными словами, проблема была не в телефонах вообще, а в одном конкретном устройстве с неудачной схемой. Кстати, вскоре его вообще сняли с производства как устаревшую модель. 

К слову, не только учёные занялись проверками. Даже популярное шоу «Разрушители мифов» в 2006 году посвятило этой теме целый выпуск: ведущие установили в бизнес-джете мощный радиопередатчик и не зафиксировали ни одного сбоя в работе электроники. Разумеется, это не замена полноценным исследованиям, но показательно, что даже в экстремальных условиях никакой катастрофы не произошло.

С начала 2010‑х правила использования гаджетов на борту начали смягчаться. Регуляторы постепенно признали, что современные электронные устройства вряд ли могут повлиять на работу навигационных или радиосистем. Самолёты стали лучше защищать от внешних помех, а в телефонах — использовать более устойчивые протоколы связи. Так появился компромисс — разрешить использование техники в авиарежиме. То есть с отключённой мобильной связью и передачей данных. 

А Европейское агентство по безопасности полётов и вовсе допускает, что телефоном можно пользоваться без ограничений, — но окончательное решение остаётся за авиакомпанией. 

У каждой модели самолёта свои системы связи, и только перевозчик может оценить, насколько надёжно они защищены от возможных помех. Поэтому даже в одной стране правила могут различаться от рейса к рейсу. Где-то разрешают пользоваться Bluetooth, где-то — запрещают даже зарядку.

Итак, сегодня вероятность того, что включённый телефон может как-то повлиять на навигацию самолёта, стремится к нулю. Но страны не спешат снимать ограничения — как минимум на время взлёта и посадки. Почему? 

Дело тут не в радиоволнах, а в том, что эти этапы полёта считаются самыми рискованными. От пассажиров требуется внимание: нужно быстро реагировать, если что-то пойдёт не так, и быть готовыми к эвакуации. Ноутбуки, планшеты и даже телефоны могут помешать — отвлечь, закрыть обзор, блокировать проход. Поэтому экипаж просит убирать и отключать устройства.

Эти правила, пусть они и кажутся устаревшими или избыточными, создают единый стандарт поведения для всех на борту — от пилотов до пассажиров. В авиации всегда предпочитают перестраховаться, даже если риск минимален. Поэтому, когда вас в очередной раз попросят перевести телефон в авиарежим, лучше просто кивнуть: спокойствие на борту начинается с мелочей.

Прокачайте эрудицию🔥Знаете ли вы, как плачут актёры в киноЗнаете ли вы, почему 7 считается магическим числомЗнаете ли вы, кто говорит больше — мужчины или женщиныЗнаете ли вы, почему лицо и тело человека несимметричныЗнаете ли вы, чей голос звучит у нас в голове