Представить грустного щенка на улице — не единственный способ вызвать слёзы. Помните финальную сцену из фильма «Хатико», где герой Ричарда Гира, опустившись на колени в снегу, обнимает верного пса? Всё его лицо в слезах — и зрители невольно сами тянутся к салфеткам. Но задумывались ли вы, как актёрам в кино удаётся плакать по команде? Оказывается, за этим стоит не только талант, но и целый арсенал профессиональных хитростей — от технических уловок до психологических трюков. Рассмотрим основные из них. Начнём со знаменитого карандаша для слёз. Это миниатюрный стик с ментолом, который актёры аккуратно прикладывают к нижнему веку, вызывая раздражение и рефлекторные слёзы. Визажисты используют и другие средства — например, глазные капли или вазелин, чтобы создать эффект заплаканного лица. Для крупных планов иногда применяют воздуходувку с ментолом — устройство, которое направляет раздражающий воздух в глаза, вызывая покраснение и слёзы. Часто такие приёмы критикуют — мол, это «читерство» и ненастоящие слёзы. Но звёзды признаются, что используют подобные средства, когда больше ничего не помогает. А актриса Молли Гордон из сериала «Медведь» и фильма «Театральный лагерь» подчёркивает: главное — не стыдиться использовать уловки, когда эмоции не приходят сами. В конце концов, даже профессионалы сталкиваются с творческими блоками. Иногда на помощь приходит музыка. Гордон, например, рекомендует трек Линды Ронстадт «Long Long Time» — меланхоличные ноты пробуждают эмоции. Ещё один популярный подход — прибегать к личным воспоминаниям. Эту технику активно продвигают тренеры по актёрскому мастерству. Например, Сьюзен Бэтсон учит погружаться в травмирующие моменты прошлого — как это сделала Опра Уинфри на её занятиях, разрыдавшись при воспоминаниях о матери. Но здесь есть ловушка: как отмечает актёр Кори Столл, чем чаще вы эксплуатируете одни и те же эмоции, тем быстрее они теряют силу. Любопытно, что некоторые режиссёры вообще избегают прямых указаний и не просят актёров заплакать в ту же секунду. Вместо этого они создают условия для естественного эмоционального взрыва: снимают сложные сцены в конце съёмочного дня, когда усталость разрушает барьеры, или просят актёров импровизировать с личными историями. Например, в драме «Никогда, редко, иногда, всегда» героиня, отвечая на вопросы врача, вкладывала в диалог реальные факты из своей жизни — и это вызывало неподдельный плач. Ещё один способ — сформировать эмоциональную связь со своим персонажем. Так, например, поступила Марион Котийяр. Для роли в фильме «Два дня, одна ночь» она придумала подробную предысторию героини, включая события, не описанные в сценарии. Это позволило ей мгновенно обращаться к «запасным» воспоминаниям персонажа, чтобы вызвать слёзы. Чтобы не истощать душевные ресурсы, некоторые обращаются к методу Михаила Чехова — племянника знаменитого писателя. Вместо того чтобы копаться в себе, актёр имитирует физиологию плача: сбивчивое дыхание, дрожащие губы, напряжённые мышцы лица. Постепенно тело «обманывает» мозг, запуская настоящие эмоции. Кроме того, слёзы можно вызвать, если долго не моргать, зевнуть или даже выдернуть волосок из носа. Похожую технику демонстрировала актриса Брайс Даллас Ховард на интервью в одном из вечерних ток-шоу. Пока ведущий рассказывал о своём походе в строительный магазин, глаза девушки покраснели и наполнились слезами, и вскоре она уже всхлипывала. Оказалось, что Ховард натренировалась зевать с закрытым ртом незаметно для окружающих — из-за стимуляции нёба начинают работать слёзные железы. Важная деталь — нужно пить больше воды, чтобы организму было легче избавляться от жидкости. Но что, если ни ментол, ни воспоминания, ни физиология не работают? В ход идут нестандартные приёмы. Так, Софи Неллис, сыгравшая в сериале «Шершни», перед дублем просила коллег по съёмочной площадке… оскорблять её. После нескольких неудачных попыток заплакать она умоляла: «Скажите, что я ужасная актриса!» — и слёзы немедленно появлялись. Правда, коллеги потом долго извинялись, чувствуя себя виноватыми. Получается, актёры плачут в кино, используя мастерство, хитроумные лайфхаки и щепотку актёрской магии. Но главное, что зритель в зале всё равно схватится за сердце, — ведь важно не то, как слеза появилась, а то, как она заставит вас поверить в историю. Прокачайте эрудицию🧠Знаете ли вы, почему нельзя убивать пауков?Знаете ли вы, почему 7 считается магическим числомЗнаете ли вы, кто говорит больше — мужчины или женщиныЗнаете ли вы, почему нельзя жениться в маеЗнаете ли вы, почему лицо и тело человека несимметричныСпециальные инструменты
Психологические уловки
Физиологические приёмы
