Если нашли хоть один — подумайте, как изменить ситуацию. Бывает, что один сотрудник загружен, а у его коллеги мало дел. Но потом ситуация меняется, и тот, кто с трудом успевал закончить все проекты, теперь отдыхает. Это нормально. Задуматься стоит, если у вас почти всегда больше работы, чем у коллег на той же должности и с тем же уровнем оплаты. Так вряд ли должно быть. В дополнение к своим задачам вам часто приходится страховать коллег. Аргументы начальника, который поручает вам чужую задачу, могут звучать очень убедительно. Например: «Это срочно, а больше некому», «Да, я знаю, что это должна сделать Маша, но она занята», «Тут дел-то на полчаса, так что не о чем спорить», «Ну вы же быстрее всех справитесь». И даже так: «А почему вы отказываетесь? Раньше же всегда соглашались!» Да, бывают случаи, когда нужно срочно подстраховать коллегу. Но если эти ситуации повторяются снова и снова, и «спасателем» всегда оказываетесь именно вы, это неприятный знак. Это следствие предыдущих пунктов. Вы не успеваете справиться со слишком большим числом задач, поэтому вынуждены оставаться после работы. Или открывать ноутбук дома — по вечерам и в выходные. Опять же, ничего страшного, если такая ситуация возникает крайне редко — форс-мажоры бывают у всех. Но когда подобный сценарий становится традиционным, это уже не норма. Если вы с трудом можете вспомнить, когда полноценно отдыхали и в субботу, и в воскресенье, пора бить тревогу. Возможно, ваша компания отправляет других сотрудников учиться или повышать квалификацию. Или оплачивает им профессиональные онлайн-курсы, которые они выбирают сами, и об этой практике знают все сотрудники. Но о вашем обучении и развитии даже речи не идёт. Если же вы сами задаёте вопрос, можно ли пройти курс и рассчитывать на компенсацию его стоимости, то не получаете конкретного ответа. Вам могут сказать: «Вы на своём месте и так хороши». Или: «Сейчас не время — приходите через полгода». Или другой вариант: вы прошли обучение за свой счёт, вам могут предлагать задачи с учётом новых навыков, но так и не компенсируют их получение. Это тоже очень плохой сигнал. Возможно, другие сотрудники, приобретая опыт, поднимаются по карьерной лестнице. А вы сидите на одном месте, наблюдая, как повышение получают те, кто пришёл в компанию после вас. И зарплата ваша тоже остаётся на прежнем уровне. На вопросы о причинах такого положения вам обещают непременно разобраться. И восстановить справедливость, но как-нибудь потом — сейчас других срочных дел хватает. Однако со временем ничего не меняется. Ваши усилия воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Когда вы говорите о своих достижениях, например об особенно сложном, но успешно реализованном проекте, вашу радость никто не разделяет. Вы слышите: «Но ведь это ваша работа, ваши прямые обязанности, а вовсе не подвиг!» При этом успехи других коллег руководство замечает и поощряет. Но на каждую вашу ошибку начальник непременно обращает внимание. И рассказывает, почему специалист не имеет права допускать такие оплошности. Возможно, даже грозит наказанием или увольнением. Это тоже сигнал, что вас используют. Возможно, вы нашли клиента, который сделал самый большой заказ в текущем месяце. Или предложили действенное решение сложной проблемы. Или написали подробный гайд для коллег. Но за результаты хвалят и даже награждают других. Например, ваш непосредственный начальник получил премию, а вас даже не поблагодарили. Или поздравили с достижением всю команду, а о вашем вкладе сотрудники остальных отделов так и не узнали. Возможно, это случайная ошибка, которую начальство тут же постаралось исправить. Но если это закономерность, есть повод для грусти. Если триумф празднуют другие, то в случае провала именно вы часто оказываетесь крайним. То есть тем самым сотрудником, кого обвиняют в неудаче. Возможно, неверно действовала вся команда, но вину сваливают именно на вас. Причём ваши аргументы, которые могут показать, что вы не сделали ничего плохого, принимать не хотят. Говорят: «Работать нужно лучше, а не оправдываться!» Если такое случилось впервые, можно поговорить с начальником и объяснить, почему вы не согласны с обвинениями. Но если босс не прислушается к вашим аргументам или ситуация повторится, пора делать невесёлые выводы: вас вряд ли ценят в этой компании. Вас не приглашают на совещание, где определяют стратегию развития. Никто не спрашивает вашего мнения о текущих задачах. Решения принимают без вас, однако потом требуют их выполнения. На праздники, совместные походы и даже кофе-брейки вас тоже почти не зовут. Возможно, вас не считают полноценным членом команды, а ваши навыки и знания просто используют. Возможно, у вас и правда трудный период. Раньше вы отлично справлялись с рабочими делами, но сейчас чувствуете усталость или симптомы выгорания. А может, текущие задачи оказались необычайно сложными, и вы не можете справиться с ними в одиночку. Но те же люди, что требовали от вас срочно помочь коллеге в подобной ситуации, равнодушны к вашим проблемам. Им всё равно, как вы справитесь. Главное — показать результат, который бы их устроил. Если вы замечаете подобное отношение, вряд ли стоит его терпеть. Да, скорее всего, вас используют. Что делать дальше — решать только вам. Узнайте больше🧑💻Несносные коллеги: какими бывают и как вести себя с нимиКак работать с пассивно-агрессивным начальникомЧто делать, если начальник вас бесит1. У вас больше работы, чем у других
2. Вас всё время нагружают чужими делами
3. Вы часто трудитесь сверхурочно
4. Вам не предоставляют возможности для обучения и развития
5. Вас не повышают и не увеличивают зарплату
6. Вы не получаете признания и благодарности
7. Ваши успехи присваивают другие люди
8. В общих неудачах обвиняют именно вас
9. Вы почти не участвуете в общих мероприятиях
10. Вы часто остаётесь без поддержки, когда она вам нужна
