Иногда достаточно взглянуть на описание вакансии.
1. Отсутствие информации о том, что за компания и чем занимается
Обычно хорошие, крупные компании, которые занимаются чем-то легальным и достойным гордости, никак этого не скрывают. Более того, они вкладывают ресурсы в развитие HR-бренда, чтобы как можно больше талантливых и амбициозных людей приходили к ним сами.
Если о том, где вам предстоит работать, вы сможете узнать только на этапе офера — дело нечисто. Причём это не обязательно значит, что в компании будут плохие условия или зарплата. Но, скорее всего, не в любом обществе вы будете готовы честно ответить на вопрос, чем занимаетесь.
2. Слишком широкая вилка потенциальной зарплаты
Возможный заработок в вакансии могут не указывать по разным причинам. Но гораздо хуже, когда пишут что-то вроде «зарплата от 30 до 300 тысяч».
Вообще вилка — это нормально. Во многих организациях специалисты с одинаковой записью в трудовой могут получать по-разному в зависимости от навыков и задач. В некоторых профессиях зарплата в принципе завязана на результат: например, менеджерам по продажам обычно платят, исходя из объёма собственно продаж.
Но вилка всё равно должна быть разумной. Когда разбег слишком большой, верхнее число может означать примерно следующее: «Однажды сотрудник, который работал 24/7 и потом уехал в больницу под капельницы, столько получил, но больше такого никогда не повторялось». А нижняя планка — «вот столько вы и будете периодически получать».
3. Агрессия и сарказм в описании вакансии
Есть такие вакансии, которые за счёт своих сомнительных формулировок создают ощущение, будто вас сразу в чём-то подозревают или за что-то отчитывают. Причём такие фразы, как правило, ничего не проясняют, просто описание начинает попахивать.
Например: «Если вы ленивый и хотите просто протирать штаны за зарплату, не откликайтесь на вакансию». Не то чтобы какая-то компания искала сплошь бездельников — такие обычно попадают в фирму другими путями. Зато от этой формулировки отдаёт пикап-школами, как будто HR ждёт, что соискатель сразу начнёт доказывать — он не такой.
Но на работу мы идём работать, а не впадать в нездоровые отношения. В компании, сотрудники которой позволяют себе исторгать агрессию публично, обстановка обычно более чем токсичная.
4. Бонусы за то, что вы приведёте друзей
Сразу нет. Если компания предлагает награду за то, что вы кого-то позовёте, ещё не зная ничего ни о вас, ни о вашей экспертизе, за этим скрывается либо что-то пирамидальной формы, что обязательно лишит вас денег, либо фирма, занимающаяся чем-то незаконным. Пожалейте себя и своих друзей.
5. Неочевидные каналы коммуникации
Если для того, чтобы связаться с компаний или отправить резюме, нужно истоптать три пары железных сапог и изглодать три каменных хлеба, работать в таком месте вам, вероятно, не понравится. Если компания в таких мелочах не может наладить процессы — там определённо творится полный хаос. Это не способствует здоровой обстановке в коллективе.
6. Очень много вакансий от одной и той же компании
Иногда бывают ситуации, когда компании требуется сразу много новых сотрудников. Обычно так происходит в случае, если она только что появилась на рынке или прямо сейчас активно расширяется, например открывает департамент или филиал. В противном случае неясно, куда делись предыдущие работники, занимавшие вакантные места. Напоминает или массовый побег, или массовое увольнение с целью нанять рабочую силу подешевле.
7. Отсутствие конкретики в описании вакансии
Насторожить должны в первую очередь требования к кандидату, в которых перечисляются в основном личные качества, а не профессиональные навыки. Стрессоустойчивость и коммуникабельность — это всё, конечно, хорошо, но вообще ничего не говорит о вакансии.
Ещё один вариант описания, который выглядит подозрительным, — слишком широкий круг обязанностей. Тут, как правило, есть две опции. Первая — заниматься придётся вообще всем, что указано, и это будет практически невозможно вывезти. Вторая — в компании просто не знают, кого хотят, и не умеют приоритизировать требования.
8. Манипуляции в описании вакансии
«Вы получите уникальный шанс поработать в лучшей компании мира», «отправляйте резюме, или за вас это сделают другие: конкурс — 100500 человек на место» и другие попытки сделать вакансию более продающей обычно означают что-то одно. Или вами пытаются манипулировать, делая должность более интересной не за счёт реального предложения, а за счёт броских формулировок. Или в компании плохой специалист по кадрам. И если они наняли одного плохого сотрудника, есть шанс, что и весь коллектив будет не очень компетентным.
9. Необоснованное тестовое задание
Некоторые компании просят выполнить тестовое задание ещё на этапе подачи резюме. Так бывает, если откликов поступает слишком много и хочется сразу отсечь случайных людей. Однако тестовое должно быть адекватным по объёму, а его результаты должно быть сложно использовать во благо компании.
Если же вас с порога просят сделать что-то, что обязаны делать сотрудники компании за зарплату, — велик риск, что фирма просто паразитирует на тестовых.
10. Большое количество плохих отзывов
Несколько нелестных отзывов о работодателе ещё не позволяют сделать конкретные выводы. Даже если компания близка к блистательному идеалу, кто-нибудь всё равно уйдёт обиженным. Но если интернет буквально переполнен негативом, к нему стоит прислушаться.
Соискателям на заметку📌Что такое правило 7–38–55 и как оно поможет с блеском пройти собеседованиеКак не провалить испытательный срок: 10 проверенных советовДурной характер босса и секретные данные: о чём стоит молчать на собеседовании7 ошибок при выполнении тестового задания, которые могут всё испортить