Ранние механизмы, усовершенствованные модели которых мы используем до сих пор.
Оглавление
- Что считать машиной
- Первый механизм
- Первые бытовые машины
- Первый автомобиль
- Первый компьютер
Оглавление
- Что считать машиной
- Первый механизм
- Первые бытовые машины
- Первый автомобиль
- Первый компьютер
Машины и механизмы делают наш быт проще. Оказывается, первые из них были придуманы ещё до нашей эры, а над чертежами некоторых незаменимых сейчас устройств работал сам Леонардо да Винчи. Но обо всём по порядку.
Что считать машиной
Сейчас машиной называют механическое устройство, которое совершает полезную работу с преобразованием энергии, материалов и информации. Ещё пару столетий назад в толкование понятия «машина» закладывали также другой критерий — использование природных сил. Такой контекст не случаен: историки полагают, что первые механизмы появились ещё на заре человечества — как результат желания людей подчинить себе силы природы.
Первый механизм
Первым простейшим механизмом в истории науки и техники считаются каменные мельницы. До того, как первобытный человек начал обрабатывать зерно с их помощью, он обходился орудиями — двумя камнями. На один из них он выкладывал зерно, вторым его растирал. При этом человек приводил камни в движение обеими руками. С появлением мельницы необходимость задействовать обе руки отпала. Особенность конструкции состояла в том, что нижний камень лежал неподвижно, вращался только верхний.
Другим примером первых механизмов можно назвать машины Архимеда. Этот известный теоретик был ещё и изобретателем-практиком. Благодаря его открытиям появился бесконечный винт (так называемая червячная передача), усовершенствованную версию которого до сих пор применяют и в гидравлических сооружениях, и в ручных домашних мясорубках.
Сведения о многих изобретениях Архимеда, а их было больше 40, до нас не дошли, но о некоторых из них мы знаем благодаря упоминанию при описании битв. Дело в том, что многие его машины были сконструированы для отражения мощи римской армии, которая пыталась захватить греческие города. Например, с помощью зажигательного зеркала поджигали римские корабли, а с помощью метательного механизма посылали камни со стен осаждённых городов.
Первые бытовые машины
Швейная. У незаменимого сегодня агрегата была долгая история. Швейную машину задумал сделать ещё Леонардо да Винчи: ему нужна была конструкция, которая позволяла бы быстро сшивать большие куски ткани. Правда, по сведениям, которые дошли до наших дней, известно лишь как она выглядела на чертежах. При жизни Леонардо превратить рисунки в работающий механизм не получилось, как и многие из его изобретений.
Затем в середине XVIII века Карл Вейзенталь изобрёл особую иглу с ушком в середине. Она позволяла делать стежки, не проходя полностью сквозь ткань, — то что нужно для швейной машинки. Но аппарат Вейзенталя был далёк от привычного нам механизма. Однако благодаря его игле в первой половине XIX века Бартоломью Тимонье запатентовал конструкцию, которая делала легко распускающийся однониточный цепной стежок. Так появилась действующая швейная машинка.
Стиральная. В середине XIX века появился агрегат, который в одночасье изменил жизнь тогдашних домохозяек. Это была стиральная машина Джеймса Кинга. Важно сказать, что до неё уже существовали механизмы для стирки, в том числе запатентованные. Однако они не приживались, потому что были неудобны и даже рвали одежду. Конструкция Кинга представляла собой бочку с валиками, которые нужно было приводить в движение вращением ручки. Позже модель пошла в массовое производство. А сейчас мы уже не представляем быт без подобного помощника.
Первый автомобиль
Часто под словом «машина» в повседневной жизни мы понимаем именно автомобиль. Первые самоходные повозки — а именно так назывались автомобили в момент их появления — были запатентованы в 1886 году сразу двумя немецкими изобретателями независимо друг от друга: Карлом Бенцем и Готтлибом Даймлером. Дальнейшее развитие их изобретений шло параллельно друг другу. Поначалу конструкция Даймлера нашла развитие в мотоциклостроении, а Бенц продолжил воплощать идеи в автомобилестроении — в легковых и грузовых автомобилях с бензиновым двигателем. В 1890‑х он запатентовал систему рулевого управления с двойным шарниром, которая с небольшими вариациями используется в автомобилях до сих пор.
Мощность первых запатентованных моделей Бенца была очень мала. Например, автомобиль Victoria имел всего 3 лошадиных силы. Для сравнения: современный кроссовер может иметь мощность двигателя от 130 до 175 лошадиных сил.
Первый компьютер
Первый компьютер в современном его понимании появился в США в 1940‑е годы. Им считается электровычислительная машина ENIAC. На момент создания она весила 27 тонн, занимала площадь в 167 м² и обладала производительностью 5 тысяч операций в секунду. Эту машину впоследствии использовали при проектировании водородной бомбы.
Параллельно с ENIAC на другом конце земного шара появилась М‑1 — вычислительная машина, созданная советскими инженерами. Она занимала гораздо меньше места — 4 м², но и производительность была ниже — 15–20 операций в секунду.
У М‑1 был аналог современного жёсткого диска, оперативная память на электростатических трубках. Эта ЭВМ стала прародительницей последующих поколений советских компьютеров.
Ещё про изобретения 🛞⛵🪂 10 изобретений, которые убили своих создателей 5 изобретений древности, опередивших своё время 10 фантастических изобретений из кино, которые стали реальностью 6 удивительных изобретений Леонардо да Винчи, которые опередили своё время 10 нелепых изобретений, которые совсем не хочется использовать по назначению