22.11.2024

Воля, эмпатия и вера: чем похожи люди и животные, а чем — нет

Эксперт в области психофизиологии и зоопсихологии рассказывает, можно ли сравнить психику человека и других существ.

Воля, эмпатия и вера: чем похожи люди и животные, а чем — нет

Владельцы собак и кошек могут быть категорически не согласны с утверждением, что у их питомцев нет сознания. Они склонны очеловечивать домашних любимцев. Да, у людей и зверей есть немало общего. Но всё же мы очень разные. Подробнее о сходстве и различии психики человека и животных рассказал психолог и преподаватель Иван Хватов. Его лекция выложена на канале Московского института психоанализа. Лайфхакер предлагает краткий конспект.

Иван Хватов Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии и преподаватель Факультета наук о жизни МИП.

Правда ли люди умнее животных

Неправильно считать человека венцом природы. Сравнительная психология недавно начала отходить от антропоцентричной картины мира. Животные часто превосходят людей даже в действиях, где главную роль играет работа мозга. Например, крысы гораздо лучше людей ориентируются в любых лабиринтах. Ещё в начале XX века исследователи проводили соответствующие эксперименты. Учёные строили одинаковые лабиринты и проверяли, как с ними будут справляться разные животные. И оказалось, что крысы дадут людям большую фору.

Не оправдан и скепсис по отношению к приматам. Неверно считать, что шимпанзе — почти человек, только немного глупее. На самом деле у обезьян совершенно другая психика. Человек развивался как коллективное существо, учился действовать совместно с другими людьми. Шимпанзе же эволюционировали, стремясь выжить в одиночку. Поэтому у них, например, значительно лучше развита кратковременная память. Но есть и другие преимущества.

Если обезьяне дать колбу с очень высоким горлышком, где на дне есть чуть‑чуть воды и сверху плавает арахис, та быстро придумает, как извлечь орех. Она догадается, что нужно налить в сосуд больше воды, и лакомство поднимется к поверхности.

Как показывают эксперименты, эту задачу с трудом решают дети приблизительно лет 7–8. А вот маленький орангутанг в возрасте менее года эту задачу решает легко, потому что его психика постоянно находится в состоянии повышенной готовности, он стремится мыслить креативно. Человек же всегда ориентируется на помощь. Ну, ребёнок — в первую очередь на помощь мамы.

Иван Хватов

То есть нельзя сказать, что человек однозначно умнее животного. Каждый вид формировался, решая уникальные проблемы развития. Психика человека, примата, птицы развивалась, чтобы как можно лучше справляться именно со своими вызовами. Основная задача, которую решали в ходе эволюции люди, — оттачивать умение действовать сообща и способность понимать намерения других.

Сознанием обычно называют феномен, который связан с социальными взаимодействиями и культурой. Можно сказать, что некоторые его черты у животных есть. Но целостной системы возможностей психики, которая помогала бы им вместе решать сложные комплексные задачи, у них точно не найти. Причина проста: сознание, подобное человеческому, животным просто не нужно.

Какие сходства и различия есть у психики людей и животных

Скажем сразу: человеческое сознание — лишь небольшая часть психики. Все остальные её свойства у живущих на Земле очень похожи, потому что мы находимся на одном эволюционном дереве. Да, у человека и животных есть немало различий. Но люди вместе с другими видами образуют единую экосистему, которая известна нам как биосфера. Конечно, каждый вид на нашем эволюционном дереве уникален. Но есть феномены психики, общие для людей и других видов животных.

Воля

Если давать определение этой особенности психики, можно сказать, что воля — способность делать то, что не очень хочется. Или не делать то, чего желаешь, потому что так надо ради важной цели.

Вспомним знаменитый эксперимент со сладостями. Тот самый, когда детям предлагали съесть одно лакомство сейчас или получить сразу два через несколько минут. Подобные исследования не раз проводились и с участием животных.

Дети с определённого возраста отлично справляются с дискомфортом, вызванным необходимостью подождать. И не спешат сразу съедать конфету. Но оказалось, что многие животные тоже выбирают двойную порцию угощения, но позже. Так поступают многие приматы, другие млекопитающие и даже птицы. Получается, что животные тоже способны на волевые усилия. Но, оказывается, только на те, результат от которых можно увидеть очень быстро.

Это лишь самое начало воли, потому что здесь всего пять минут — и вы уже представляете, что будет вторая точно такая же конфетка. Человеческая воля сложнее: вы сейчас осуществляете рутинную, занудную, неинтересную деятельность ради того, чтобы выгоду получить, может, годами позже.

Иван Хватов

Человеку доступно стратегическое планирование. Он может прикладывать усилия, чтобы получить результат в отдалённом будущем. Животные на такое не способны.

Вера

Нет, речь в этом пункте пойдёт совсем не о религии. Разберёмся, как устроен психический феномен веры.

Представим простую ситуацию: шимпанзе сидит в клетке, а снаружи находится что‑то вкусное. Но расстояние до угощения слишком велико. Просунув лапу между прутьев, обезьяна не дотянется до еды. Зато в клетке есть длинная палка.

Шимпанзе не будет сидеть в центре своего жилища и размышлять, верит ли она в свою способность достать лакомство. Ей это не требуется. Животное рано или поздно найдёт палку и попытается достать еду. Обезьяне не нужно верить в собственные силы — она просто попробует сделать то, что хочет. И получит нужный результат. Или не получит, если палка слишком коротка.

Но обезьяна в клетке одна. Человек же — создание коллективное, он обычно действует в сотрудничестве с другими. Представим, что группа людей решила поохотиться на зебру и сделать так, чтобы та упала в специально вырытую яму. Тогда один отправится копать, а другие в это время будут искать и загонять животное.

Тот, кто роет яму, должен верить, что в определённый момент соплеменники его не подведут. Что они направят зебру именно сюда. Он не может знать, справятся ли другие охотники со своим делом. И никак не способен заранее проверить, успешной ли будет охота. Но он всё равно копает землю. Причина такого поведения — вера. Пока этот феномен работает, у племени есть шансы получить сытный обед. Но если человек не будет верить соплеменникам и не выроет яму, зебру они точно не поймают.

Получается, это свойство человеческой психики стало нашим эволюционным преимуществом. Оно нам жизненно необходимо, потому что без веры невозможно планирование. Например, студент учится, сдаёт экзамены, чтобы через годы получить диплом. Не факт, что он хорошо окончит учебное заведение. Но если не будет учиться — точно не получит ни знаний, ни диплома.

Вера — это ключевой механизм. Любой процесс сознательной регуляции поведения предполагает веру. Мы с вами все верующие, просто не надо считать, что вера обязательно религиозная. В искусстве и в науке точно так же лежит вера в качестве фундамента. У животных её нет опять же просто потому, что им не требуется.

Иван Хватов

Эмпатия

Вспомним, что сознание позволяет людям действовать совместно. Для коллективных дел эмпатия необходима, так как человеку нужно понимать, что на уме у другого и какие эмоции тот испытывает. А ещё у людей есть когнитивная, или познавательная, эмпатия. Это значит, что мы способны понять, что знает или чего не знает другой человек.

Эта способность развивается примерно с трёх с половиной лет. И человек открывает для себя, что у разных людей картина мира может сильно различаться. Узнаёт, что у других есть иные способы планирования и непонятные ему поводы для переживаний.

У животных тоже есть эмпатия. Учёные проводили любопытный эксперимент. Они ставили перед шимпанзе три перевёрнутых стаканчика, и только под одним было угощение. Обезьяна в одиночестве действовала наугад. Однако если рядом сидел человек и тянул руку к одному из предметов, животное чаще всего не сомневалось в выборе.

Шимпанзе понимает: ага, раз ты тянешься к стаканчику, значит, для тебя там есть что‑то интересное. Видимо, вкусное. Раз это интересно тебе, то, скорее всего, это интересно и мне. И чаще всего шимпанзе выбирают тот же самый стаканчик, к которому тянется экспериментатор. Значит, у них есть эмпатия — по крайней мере, когнитивная или познавательная.

Иван Хватов

С сочувствием и сопереживанием сложнее. Для него у животных точно есть физиологический базис — зеркальные нейроны. Но какие эмоции испытывают звери, учёные пока точно не выяснили.

Понятие о справедливости

Представим двух приматов, которым учёные выдали несколько одинаковых фишек. Одна обезьянка отдаёт экспериментатору одну из них и получает печенье. Животное радуется обмену. Но другая обезьянка за такую же фишку получает более ценное угощение — виноград. Тогда первая снова протягивает свою «монету», тоже надеясь на ягоду. Но вновь получает печенье. Ей не нравится такая ситуация, и животное отказывается от менее ценного лакомства.

Значит, у обезьян есть понятие о справедливости. Возникает вопрос, как оценит ситуацию второй примат — тот, кому повезло гораздо больше.

Справедливость предполагает, что, если я вижу, как другой получил меньше за ту же самую деятельность, я тоже буду не согласен. И я буду ратовать за то, чтобы ему дали столько же, сколько и мне. У человека эта особенность есть. Маленькие дети при решении совместных задач сотрудничают до тех пор, пока каждый из них не получит равное вознаграждение.

Иван Хватов

Животные в ходе экспериментов не показали, что им важна равная награда. Можно считать, что их представления о справедливости несколько однобоки.

Психику животных и людей можно сравнить с мобильными телефонами. У животных она похожа на «трубки» из девяностых годов. Человеческая напоминает современный смартфон. Первый гораздо проще и порой надёжнее — им чуть ли не гвозди можно забивать. Второй намного сложнее, и его легче повредить. Какие преимущества важнее — зависит от ситуации, в которой используется телефон.