Любая конспирология — это всё выдумки. Или нет?
Майкл Шермер Историк, популяризатор науки, основатель и издатель журнала Skeptic, автор книг «Скептик. Рациональный взгляд на мир», «Тайны мозга. Почему мы во всё верим» и других работ об эволюции человеческих убеждений и верований.
В 1997 году в рамках промокампании моей первой книги «Почему люди верят в странные вещи» я был в гостях на одном радиошоу. Ведущий спросил меня, считаю ли я странными конспирологические теории и следует ли относиться к ним скептически. Сам он был уверен, что большинство из них ложны по двум причинам: недостаток компетенции и утечка информации. Он называл конспирологов бездарными неуклюжими дурачками, которые не умеют держать язык за зубами. И повторял вслед за Бенджамином Франклином, что трое могут хранить секрет, только если двое из них мертвы.
В своей новой книге я показываю, что некоторые теории заговора на самом деле верны, поэтому мы не можем отвергать все сразу. Но как отличить реальность от вымысла? Какие критерии помогут разобраться, соответствует ли теория действительности, скорее всего, является ложной или не поддаётся точному определению? Я предлагаю подумать над этим с позиции теории обнаружения сигнала.
Этот метод направлен на то, чтобы оценить, представляет собой какой‑то сигнал, или информация, истину или ложь. В зависимости от решения на этот счёт мы можем составить матрицу выбора:
Настоящая теория заговора Определено верно Правильное попадание |
Настоящая теория заговора Определено неверно Ложноотрицательный результат |
Ложная теория заговора Определено верно Правильное отрицание |
Ложная теория заговора Определено неверно Ложноположительный результат |
- Вверху слева будут находиться конспирологические теории, которые вы считаете правдивыми, и они действительно такими являются. Это правильное попадание.
- Вверху справа — теории, которые вы определяете как ложные, хотя на самом деле они истинные. Это промах, или ложноотрицательный результат.
- Внизу слева окажутся теории, которые вы считаете ложными, снова попадая в точку. Это правильное отрицание.
- И наконец, внизу справа останутся теории, которые вы ошибочно принимаете за настоящие. Это ложноположительный результат.
Стоит иметь в виду, что теории заговоров весьма разнообразны, поэтому не существует единого набора критериев, которые помогли бы точно определить правдивость каждой. Описанная матрица — это скорее эвристический алгоритм, практическое правило, способ оценить правдивость информации, которая не является надёжной, но и не является случайной догадкой, начиная с того, что все конспирологические теории попадают в определённый спектр достоверности.
Ниже приведён список из 10 пунктов, который я называю набором для обнаружения заговора. Чем больше конспирологическая теория соответствует этим критериям, тем меньше вероятность того, что она правдива.
1. Стереотипирование
Доказательством теории заговора может служить схема, образованная «соединением точек» между событиями, которые необязательно связаны отношениями причины и следствия. Когда нет никаких других свидетельств в поддержку такой связи, кроме заявлений о заговоре, или когда эти свидетельства так же хорошо подходят для объяснения другой закономерности или даже случайности, конспирология, скорее всего, не имеет под собой реальных оснований.
2. Агентичность
Агентам, то есть действующим лицам, которые стоят за теорией заговора, требуются сверхъестественные способности, чтобы всё провернуть. В большинстве случаев люди, спецслужбы или корпорации совсем не так влиятельны и сильны, как нам кажется. Если в заговор вовлечены сверхмощные участники, чаще всего он далёк от правды.
3. Сложность
Конспирологическая теория состоит из множества компонентов, и для успешной реализации замысла все они должны соединиться в нужное время и в нужном порядке. Чем больше задействовано элементов и чем точнее сроки, тем выше вероятность, что теория заговора окажется ложной.
4. Количество участников
Чем больше людей втянуто, тем меньше шансов, что конспирологическая теория правдива. Заговоры с большим количеством участников, которым приходится хранить секреты, обычно проваливаются.
Люди некомпетентны и эмоциональны. Они могут накосячить, струсить, изменить мнение, начать мучаться угрызениями совести. Теории заговора строятся на отношении к людям как к роботам, выполняющим команды. Это очень далеко от реальности.
5. Грандиозность
Если теория заговора включает в себя какие‑то невероятные амбиции (захватить власть над нацией, экономикой, политической системой) и тем более если она нацелена на мировое господство, то всё почти наверняка ложь. Чем грандиознее замысел, тем вероятнее, что он развалится по указанным выше причинам: сложность и человеческий фактор.
6. Масштаб
Когда конспирология разрастается и переходит от небольших событий, которые могут быть правдой, к более крупным, шансы на то, что она соответствует реальности, уменьшаются. Большинство реальных заговоров связано с конкретными событиями и целями, например инсайдерская торговля на бирже, уклонение от уплаты налогов, поддержка союзников в другой стране и даже устранение политических лидеров, но всегда с чётко определённой целью — захватить власть или прекратить тиранию.
7. Значимость
Если теория заговора наделяет особым значением события, которые выглядят безобидными и незначительными, или приписывает им зловещий смысл, скорее всего, она ложная. Опять же большинство реальных вариантов узконаправлены и важны только для тех, кому они выгодны, или тех, кто от них пострадает. И они крайне редко меняют мир.
8. Точность
Когда теория смешивает факты со спекуляциями, не делая между ними различий и не пытаясь определить степень их вероятности или совпадения с действительностью, это указывает на то, что перед нами ложь.
Конспирологи печально известны тем, что добавляют горстку фактов, которые поддаются проверке, к огромному количеству догадок и предположений, которые размывают реальность и сбивают с толку окружающих, заставляя их верить, будто за теорией стоит нечто большее, чем есть на самом деле.
9. Паранойя
Конспирологи чрезвычайно подозрительно относятся ко всем без разбора государственным структурам и частным корпорациям. Это значит, что они не понимают все тонкости того, как устроен мир. Да, иногда «они» действительно следят за нами, но обычно это совсем не так.
Когда вы объединяете все вышеперечисленные элементы в конспирологическую теорию, то почти всегда то, что выглядит зловещим заговором, на самом деле либо оказывается случайностью либо имеет гораздо более прозаичное объяснение.
10. Опровергаемость
Конспирологи обычно отказываются рассматривать альтернативные объяснения, отвергая любые доказательства, которые опровергают их теорию, и явно ищут лишь подтверждающие свидетельства в поддержку того, что априори считают истиной. Если теорию заговора нельзя опровергнуть, она, вероятно, ложная.
К этим 10 критериями я бы добавил ещё один — тип государства или общества. В открытых, прозрачных и свободных странах с либеральной демократией сложнее провернуть заговор, потому что нелегальным и аморальным группам, которые пытаются обмануть систему, противостоят различные общественные и политические институты. В закрытых и авторитарных обществах конспирология, напротив, может процветать, а иногда и само государство становится самым опасным конспирологом.
Источник статьи: 10 rules to determine if a conspiracy theory is true or false