Верить или не верить в светлое будущее — решать только вам, наука пока ещё не определилась.
Что современная наука знает о связи оптимизма и долголетия
Оптимизм и пессимизм не являются чем‑то случайным или неуловимым. И то, и другое — это образ мышления, который поддаётся научному измерению. Учёные могут поместить в определённую точку диапазона между ними установки конкретного человека и таким образом проверить, как связаны между собой состояние здоровья и уровень оптимизма.
Согласно исследованиям, людей с оптимистичным взглядом на мир отличают показатели здоровья выше среднего. В частности, у них лучше работают сердце и сосуды, лёгкие, обмен веществ и иммунитет в целом.
У оптимистов реже встречаются сердечно‑сосудистые заболевания
В 2019 году кардиолог Адам Розански из нью‑йоркской учебной больницы Mount Sinai Morningside вместе с коллегами сравнил результаты 15 разных исследований, в которых суммарно приняли участие более 220 тысяч человек. Обзор показал, что риск столкнуться с сердечно‑сосудистыми заболеваниями у людей с более высоким уровнем оптимизма на 35% меньше. Также в этой группе был более низкий уровень смертности.
По мнению Адама Розански, оптимисты склонны лучше заботиться о себе. Как правило, они придерживаются здорового питания, занимаются спортом и отказываются от курения. Пессимистам такое поведение свойственно в меньшей степени. Кроме того, пессимизм представляет собой биологическую угрозу. Повышенный уровень гормонов стресса кортизола и норадреналина «изнашивает» организм, усиливает воспалительные процессы и способствует возникновению болезней. К тому же патологический пессимизм может привести к депрессии, которую Американская кардиологическая ассоциация считает фактором риска сердечно‑сосудистых заболеваний.
Среди оптимистов немало долгожителей
Такую закономерность обнаружили специалисты из Бостонского и Гарвардского университетов, когда анализировали данные почти 70 тысяч женщин и 1,5 тысячи мужчин. Исследование показало, что оптимисты в среднем живут на 11–15% дольше, чем пессимисты, и у них выше шансы достичь «исключительного долголетия», то есть прожить 85 лет и больше.
При этом полученные данные не были искажены такими факторами, как социально‑экономическое положение, общее состояние здоровья, степень интеграции в общество или образ жизни (курение, диета, употребление алкоголя). По мнению авторов анализа, его результаты объясняются тем, что оптимисты лучше справляются, когда надо переосмыслить неблагоприятную ситуацию и более эффективно на неё отреагировать. Они более уверенно подходят к жизни и стремятся преодолевать препятствия, а не считают, будто не в силах ничего изменить.
Исследование, которое ещё в 1998 году провели во Франции, навело его авторов на мысль о том, что существует связь между уровнем смертности и массовыми событиями, вселяющими в людей оптимизм. 12 июля того же года французская сборная победила на чемпионате мира по футболу, обыграв сборную Бразилии. Данные о смертности от сердечно‑сосудистых заболеваний в тот день были ниже, чем средние показатели, зарегистрированные с 7 по 17 июля. Однако этот эффект был обнаружен только среди мужчин, тогда как среди женщин всё осталось примерно на одном уровне. И хотя установить причинно‑следственную связь в данном случае невозможно, это любопытное совпадение позволяет предположить, что массовый всплеск позитива после победы национальной сборной, возможно, сыграл свою роль.
Оптимисты чаще добиваются своих целей
Стремление к целям — фундаментальная часть жизни, и встреча с препятствиями на пути к ним может приводить к разным последствиям в зависимости от уровня оптимизма. Если у человека уверенный и позитивный настрой, он, вероятнее всего, попытается преодолеть преграду. А если он сомневается в том, что его усилия увенчаются успехом, то, скорее, опустит руки и откажется от намеченного. При этом подобные психологические установки оптимисты и пессимисты распространяют не только на одну цель, но и на будущее в целом.
Наблюдая за исходом реальных жизненных ситуаций, исследователи заметили, что оптимисты с большей вероятностью завершат обучение в вузе не потому, что умнее других, а потому, что у них больше мотивации и настойчивости. И за счёт оптимизации усилий они могут лучше управляться с одновременным достижением нескольких целей, например заводить друзей, заниматься спортом и хорошо учиться.
Во время исследования, которое в 1990 году провёл основоположник позитивной психологии Мартин Селигман, тренеры просили пловцов соревноваться изо всех сил. В финале им озвучили фальшивые результаты, прибавив к настоящим примерно по 2 секунды. С одной стороны, это выглядело достаточно правдоподобно, чтобы не вызвать сомнений, с другой — этого хватало, чтобы спортсмены испытали разочарование.
После нескольких часов отдыха, в течение которых пловцы, скорее всего, обдумывали свои плохие результаты в последнем заплыве, их звали на следующий, и его результаты у оптимистов и пессимистов сильно различались. Пессимисты в среднем плыли на 1,6% медленнее, чем во время предыдущей попытки, а оптимисты — на 0,5% быстрее. Авторы эксперимента интерпретировали его итоги так, что оптимисты воспринимают провал как стимул стараться лучше, а пессимисты быстрее теряют мотивацию и сдаются.
Оптимисты медленнее стареют
Результаты исследований ДНК, похоже, обнаружили связь между оптимизмом и старением клеток. Биомаркером этого процесса является укорачивание теломеров — защитных «колпачков» на концах хромосом.
В 2012 году Элизабет Блэкбёрн, которая получила Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытия в области теломеров, вместе с коллегами выявила корреляцию между пессимизмом и ускоренным укорачиванием теломеров. Эти данные были получены на примере небольшой группы из 36 женщин в постменопаузе.
В 2021 году группа учёных из США и Италии наблюдала теломеры 490 пожилых ветеранов и заметила, что у ярко выраженных пессимистов они были короче.
В чём проблема с исследованиями о влиянии оптимизма на здоровье
Ни одно из приведённых выше исследований не доказывает, что оптимизм входит в число биологически значимых факторов, которые обеспечивают крепкое здоровье или замедляют старение. Их результаты, скорее, указывают на то, что между оптимистичным мировоззрением и хорошим самочувствием существует некая связь.
Что из этого причина, а что следствие — однозначно утверждать нельзя.
Если человек держит себя в форме, регулярно занимается спортом, следит за питанием, отказывается от вредных привычек, редко испытывает стресс, может позволить себе хорошую медицину и регулярный отдых — всё это, вероятно, и позволяет ему быть оптимистом. Другими словами, отличные показатели здоровья участников исследований могут быть следствием их образа жизни, как и оптимизм.
Стоит ли становиться оптимистом
Пока исследования не подтверждают однозначно, что оптимизм предотвращает болезни или содействует здоровому старению. Но также нет и никаких научно обоснованных причин, почему оптимистом быть вредно. Если вы хотите смотреть на мир в более позитивном ключе, для этого нет никаких препятствий. Оптимизм чаще всего является результатом социальных отношений или целенаправленных усилий по развитию позитивного мышления.
В интервью The New York Times доктор Розански объяснил, что мышление — привычный, бессознательный процесс. Поэтому первый шаг на пути к оптимизму состоит в том, чтобы учиться контролировать себя, когда у нас появляются негативные мысли, и стремиться к тому, чтобы менять свой взгляд на мир. Нам надо осознать, что наш тип мышления не единственно возможный способ взглянуть на ситуацию. Одна только эта мысль способна снизить токсичное воздействие негатива.
Кроме того, оптимизм, как мышцу, можно натренировать, чтобы он стал крепче. Практикуя благодарность и веру в лучшее, мы можем заменять свои негативные мысли более позитивными и рациональными. И хотя точные механизмы ещё только изучаются, оптимистичный настрой может помочь нам развивать в себе стойкость, преодолевать трудности с большей силой, бороться со стрессом и, возможно, даже продлить нашу жизнь.
Источник статьи: The New Science of Optimism and Longevity