Заряжайте машину времени — пора познакомиться с нашими далёкими океаническими предками.
Кембрийский период начался 538,8 миллиона лет назад и закончился 485,4 миллиона лет назад. Таким образом, продлился он 53 миллиона лет. Его назвали в честь топонима Камбрий, или Камберланд, — это латинское название Уэльса. Именно там нашли лучше всего сохранившиеся породы тех времён.
Никогда не задумывались, что было бы, если бы вас забросило в эпоху, когда ещё никаких динозавров и в помине не было? Давайте попробуем представить.
У вас возникли бы проблемы с дыханием
Сразу после телепортации в кембрий вы бы обнаружили, что дышится там, прямо скажем, не очень легко. Содержание кислорода в атмосфере в течение этого периода колебалось, но в среднем было на уровне 12–15%. Для сравнения: сейчас — 21%. Зато показатель углекислого газа был выше аж в 15, а по некоторым оценкам и в 20–25 раз, чем сегодня.
Обитавшие тогда в океанах цианобактерии ещё не успели надышать достаточно O2.
А наземная флора в те времена была представлена разве что отдельными лишайниками в прибрежной зоне и случайно вылезшими из воды водорослями.
В общем, стоя в кембрии на берегу океана, вы бы почувствовали себя как в базовом лагере Эвереста на высоте 5 000 метров над уровнем моря. И если с нехваткой кислорода ещё как-то можно мириться (ходят же альпинисты в походы и не жалуются), то вот избыток CO2 приведёт к гиперкапнии — чрезмерному содержанию углекислого газа в крови. И это состояние убьёт вас.
Поэтому, собираясь в путешествие, не забудьте захватить кислородную маску и баллоны. Или систему химической регенерации воздуха.
Вам было бы тяжело ориентироваться на местности
Надев маску и отдышавшись, путешественник во времени наверняка захочет сориентироваться на местности. Но это будет затруднительно: нынешние навигаторы и карты вам тут не помогут. Дело в том, что географическая обстановка в кембрии значительно отличалась от современной, и части континентов тогда находились в совершенно других местах.
В начале этого периода суперконтинент Паннотия, который существовал в предыдущую эпоху неопротерозоя, благополучно распался. На юге планеты появился материк Гондвана, сформированный из кусков, которые позже сложатся в Южную Америку, Африку, Индию, Австралию и Антарктику.
На севере от Гондваны находились континенты Лаврентия — в будущем Северная Америка, Балтика — Восточная Европа. И Сибирь — пояснения тут излишни.
Окружал их океан под названием Палеопасифик. В нём также можно было найти несколько клочков суши поменьше: Центральноказахстанский, Тувино-Монгольский, Баргузино-Витимский и Центральномонгольский микроконтиненты.
В общем, путешественнику в кембрий наверняка пригодилась бы лодка.
Вам было бы жарковато
Вообще, о глобальном климате кембрийского периода известно немного. Но данные, которыми наука располагает, позволяют сделать вывод, что тогда на Земле было довольно тепло. Куда теплее, чем сейчас. Большую часть тех времён полюса обходились вообще без ледниковых покровов, а уровень моря был значительно выше, чем теперь: 85% Земли тогда были покрыты водой — по сравнению с 70% сегодня.
На континенте с говорящим названием Сибирь, например, температура воды в морях не опускалась ниже 25 °C. Средняя температура кембрия же колебалась от 20 до 25 °C. Для сравнения: сейчас она составляет 14 °C.
Высокий уровень углекислого газа — как мы упоминали, в 25 раз выше нынешнего — способствовал сильному парниковому эффекту. Кроме того, на климат оказывал влияние континент Гондвана.
Он располагался практически на Южном полюсе и блокировал холодные полярные течения.
Наконец, озоновый слой на протяжении большей части кембрийского периода был куда тоньше, чем сейчас. В раннем кембрии содержание озона составляло всего 7–10% от нынешнего, и только к самому концу периода показатель сравнился с современным. А озон, как известно, необходим для защиты от опасных ультрафиолетовых лучей.
Стало быть, исследователю не помешал бы вентилятор и солнцезащитный крем. А лучше — UV-непроницаемый костюм.
На суше вам было бы немного скучно
Итак, вы преодолели все эти трудности — нехватку кислорода, избыток углекислоты и жару — и что же будет наградой вашему любопытству? Ну, кембрийский период вряд ли сможет похвастаться впечатляющими видами, ради которых тысячи туристов захотят туда отправиться. Земля в те времена представляла собой, по большому счёту, бесплодную пустыню. Континенты кембрия были сухими и каменистыми.
В те времена наземных растений, а следовательно, и почвы ещё не наблюдалось.
Именно поэтому, кстати, вам не следует организовывать свой кембрийский лагерь в горах. Поскольку ни почв, ни связывающих их корней тогда ещё не было, каменистый оползень, вызванный проливным дождём, превратился бы в настоящую угрозу.
Только к концу кембрия сушу начнут заселять растения, а также членистоногие. Хотя многие и полагают, что первым живым существом, вылезшим на сушу, была рыба, на самом деле это миф. К тому моменту, как хордовые делали свои первые робкие шаги на поверхность, по ней уже бодро бегали всякие многоножки, древние паукообразные и прочие малоприятные ползающие создания.
В общем, если вы не эволюционный биолог, на поверхности планеты в кембрии вам будет немного скучновато. Ни растений, ни животных — разве что мхи да лишайники. Ну и поблизости от водоёмов под камнем можно будет найти какую-нибудь первобытную мокрицу.
Основное веселье тогда происходило в морях и океанах.
Вы бы стали свидетелем кембрийского взрыва
Поскольку кембрийский период по большей части был весьма тёплым, тогда сформировалось множество мелководных морей и прибрежных зон. Они оказались идеальны для развития самых разных форм водной жизни.
Вплоть до кембрия жизнь на Земле двигалась ни шатко ни валко: плодились всякие бактерии да водоросли в океане, образовывались разные эдиакарские и хуайнаньские биоты. Обитатели планеты тогда были простые и примитивные — преимущественно одноклеточные. Иногда они образовывали колонии, и всё. Но примерно 538,8 миллиона лет назад кембрийские организмы решили: пора.
И как давай эволюционировать — да так, что до сих пор остановиться не могут.
Именно в кембрии придумали хищничество — и в результате развитие жизни понеслось невиданными темпами. Если раньше можно было ползать себе по дну, обсасывать водоросли и в ус не дуть, то теперь пришлось приспосабливаться, чтобы не давать другим себя съесть. Ну и есть их самому.
В итоге жителям кембрия пришлось развивать мозг — чтобы соображать, глаза — чтобы видеть, что ты ешь и кто тебя ест, и экзоскелет — чтобы не быть мягкотелой тряпкой, как какая-нибудь дикинсония из Садов Эдиакары. Последнее изобретение кембрийцев было настолько важно, что учёные назвали его «скелетной революцией».
Скелетами обзавелись простейшие: радиолярии и фораминиферы, губки, моллюски, плеченогие, кораллы и даже известковые водоросли. Это был важный период на пути выхода на сушу. Именно в кембрии образовались типы животных, сохранившиеся и эволюционирующие до наших дней: членистоногие, моллюски и хордовые — наши предки, кстати.
Такое бурное развитие жизни и получило название кембрийского взрыва. Учёные до сих пор не совсем понимают, что именно его спровоцировало. Возможно, вулканическая активность или повышение температуры морей. Либо же чрезмерно размножился планктон, и в морях появился избыток пищи.
Вы познакомились бы со множеством интересных морских форм жизни
Кембрийский взрыв подарил планете кучу самых разных обитателей, выглядевших, на взгляд современного человека, совершенно инопланетными. Путешественник во времени, вооружившийся аквалангом, смог бы увидеть поистине завораживающих созданий.
Например, галлюцигению. Название этого существа говорит само за себя. Когда более 100 лет назад палеонтолог Чарльз Уолкотт впервые обнаружил галлюцигению, ведя раскопки в Канаде, то подумал, будто это галлюцинация: не может же быть настолько нелепой кракозябры.
У этого беспозвоночного длиной в несколько сантиметров были зубы, семь или восемь пар тонких ног, выступающих из спины так же, как и парные шипы. А его голова была практически неотличима от хвоста. Галлюцигении были родственниками нынешних тихоходок, а также онихофор — это создания, напоминающие гусениц и живущие в тропиках.
Или виваксии — ползавшие на брюхе существа сантиметров пять в длину, относящиеся то ли к моллюскам, то ли к кольчатым червям. Они отращивали на спине шипы и броневые пластины, отчего напоминали эдакую протоверсию стегозавра — правда, без головы, хвоста и ног.
Другая любопытная зверушка — опабиния. Это семисантиметровый хищник, питавшийся мелкими морскими организмами, которых он находил на дне океана. У опабинии было пять глаз на стебельках и длинный хобот, которым она ловила добычу и засовывала её в рот.
Ещё одно забавное создание — марелла, существо длиной 2,5 см. Это членистоногое, плававшее у дна океана, растопырив многочисленные усы, и собиравшее оттуда частицы водорослей.
Наконец, на дне кембрийских морей можно было найти губок, медуз и актиний. Их современные родственники выглядят вполне похожими на своих дальних предков.
Вы бы насладились удивительными морепродуктами
Возможно, вам кажется, что крошечные беспозвоночные — это как-то мелко и неубедительно, ради такой мелочовки и машину времени запускать не стоило. Что ж, давайте взглянем на экземпляры покрупнее.
Возьмём омнидена — гигантского родственника современных тихоходок длиной полтора метра. Это создание ползало по дну, плавало, хватало и ело всех, кого только могло.
Ещё один кандидат в альфа-хищники кембрийского периода — аномалокарис. Это гигантская креветка длиной до 2 метров. Гигантское беспозвоночное было настоящим монстром из фильма ужасов. У аномалокариса были сложные стебельчатые глаза, рот с зубами, напоминавшими поверхность ананаса, широкий веерообразный хвост, который использовался для передвижения по воде, и две хватательные конечности с шипами, которыми он ловил добычу.
И наконец, наиболее известные обитатели кембрия — трилобиты, родственники современных мокриц и мечехвостов. Эти ребята носили мощные хитиновые панцири, не позволявшие хищникам покусать их, и собирали пищу со дна. Некоторые из них достигали 90 сантиметров в длину.
Возможно, при мысли о двухметровых креветках и гигантских тихоходках и тараканах вам станет не по себе. Но эти чудовища, охотившиеся друг на друга в тёплых кембрийских морях, вряд ли смогли бы навредить человеку, потому что у них были не очень мощные челюсти. Так что настоящим высшим хищником кембрийского периоды были бы вы. Того же аномалокариса человек запросто бы выловил из воды просто голыми руками.
Скорее всего, все эти животные по вкусу напоминали бы современных морских членистоногих вроде раков, крабов и креветок. И, питаясь ими, можно было бы вполне неплохо выживать в кембрийском периоде.
Но дополнить вашу диету из морепродуктов рыбой у вас не вышло бы. Потому что создания, смахивающие на современных рыб, начнут бороздить моря только в силурийском периоде — через 22 миллиона лет после окончания кембрия. В крайнем случае вы могли бы закусить их бесчелюстными предками — мелкими (до 2,5 см) хордовыми рыбоподобными созданиями, напоминающими миног.
Есть всех этих членистоногих и бесчелюстных пришлось бы сырыми, потому что у вас не получилось бы разжечь костёр. Древесины в кембрии просто не было, и угля тоже: до периода под названием карбон, когда появятся леса, ставшие потом первыми угольными пластами, придётся ждать ещё где-то 127 миллионов лет.
Предусмотрительные путешественники в кембрий, зная это, захватят с собой солнечную печь.