21.11.2024

Как банка из-под солёных огурцов помогает определять приоритеты

Этот метод тайм-менеджмента наглядно иллюстрирует, что наши ресурсы конечны.

Как банка из-под солёных огурцов помогает определять приоритеты

В чём состоит метод банки из-под солёных огурцов

Это прекрасное упражнение для всех, кто мыслит образами или лучше воспринимает информацию визуально. Метод банки из-под солёных огурцов ещё в начале 2000-х придумал дизайнер Джереми Райт. Он исходил из идеи, что в банку помещается ограниченное количество солёных огурцов, как и в наш день — ограниченное количество дел. Мы не можем положить в банку всё, что хочется, точно так же, как и не можем успеть всё на свете за 24 часа.

Автор метода предлагает представить, что ваш день — это небольшая ёмкость, в которой находятся крупные камни, галька помельче и песок. Они символизируют ваши ежедневные обязанности, и, как можно заметить, все они разного размера. Вы можете положить в банку больше мелких предметов, например больше песка или гальки, но камни всё равно могут занять половину объёма.

Как использовать метод на практике

Для начала надо разбить задачи на категории. Составьте список всего, что необходимо сделать за день, а затем распределите дела по срочности и важности, например с помощью матрицы Эйзенхауэра. Следующий шаг — понять, какие из них являются «камнями», а какие — «галькой» или «песком».

  • «Камни» — это большие важные задачи, которые надо сделать срочно или которые отнимут большую часть дня. Например, подготовка к экзамену, завершение крупного проекта на работе, генеральная уборка дома.
  • «Галька» — важные дела, которые не требуют немедленного внимания и не занимают слишком много времени. В банку их может поместиться довольно много, в зависимости от того, сколько там уже «камней».
  • «Песок» — это мелочи, которые нужны, чтобы день шёл своим чередом, или которые вам просто хочется сделать. Они попадают в банку в последнюю очередь и заполняют пространство между «камнями» и «галькой». Песком может быть что угодно: ответы на электронные сообщения, рабочие собрания, звонок родителям или отдых. Это не обязательно срочно или отнимает много времени, но это всё равно важно для работы или ментального благополучия.

После того, как вы присвоили категорию каждой задаче, представьте, что кладёте в банку 1–3 «камня», 3–5 «галек» или столько «песка», сколько поместится. Понимая, что в неё войдёт далеко не всё, что вам нужно сделать, вы можете решить, какие «камни», «галька» и «песок» подождут до следующей банки.

Преимущество этого метода тайм-менеджмента в том, что он даёт наглядный пример наших собственных возможностей, а также напоминает, что даже когда день полон «камней» и «гальки», у нас всё ещё есть время для «песка». Важно, чтобы дела из этой последней категории приносили удовольствие, потому что перерывы — это неотъемлемая часть продуктивности. И не стоит забивать свою банку «камнями» и «галькой» до такой степени, чтобы для «песка» совсем не осталось места.

Кроме того, надо помнить о том, что у других людей есть свои банки из-под солёных огурцов, которые могут быть не слишком полными. Поэтому некоторые дела из категории «галька» можно передать коллеге или партнёру. Или вообще вычеркнуть из списка, если они окажутся несрочными и неважными.

Наши время и энергия — ограниченные ресурсы. Именно это и отражает метод банки из-под солёных огурцов. Когда мы наглядно представляем себе этот факт, нам становится легче выбирать приоритеты и принимать решения, освобождая пространство для важного и необходимого и избавляясь от бесполезного.

Источник статьи: Use the “Pickle Jar Theory” to Prioritize Your Tasks