Придётся позаботиться о стабильности самостоятельно.
На первый взгляд может показаться, что работа в гибком графике — предел мечтаний. Но на деле непредсказуемое расписание часто оборачивается стрессом, исчезновением границ между жизнью и работой и бессонными ночами. Оно требует высоких навыков самодисциплины и самоорганизации. Это легко подтвердят фрилансеры, удалёнщики, частные практики и люди, занятые в проектной работе.
Поэтому очень важно составить адекватное для вас расписание и найти лайфхаки, которые помогут чувствовать себя спокойно и уверенно. Вот несколько идей, как это сделать.
1. Лавируйте и переключайтесь
Но делайте это по-умному. Работа в режиме мультизадачности выглядит очень соблазнительно, но в реальности она не повышает продуктивность, а, наоборот, только истощает вас.
Пытаясь быстро переключиться с одного дела на другое, мы только впустую тратим время и силы. После того как вы отвлеклись — например, на новое уведомление, — вам в среднем потребуется 23 минуты, чтобы снова сконцентрироваться на прежнем деле.
Но всё же переключение между задачами можно использовать эффективно, и вот когда это стоит делать.
- Если дело может быть закончено в течение следующих 15 минут. Например, заказчик срочно просит внести правки в проект или ответить на какие-то вопросы. Эта задача терпит хотя бы 20–30 минут? Продолжайте фокусироваться на текущей работе.
- Если задачу можно перевести в фоновый режим. Пока вы загружаете на хостинг видео или ждёте, когда обработаются фотографии, можно проверить почту, запилить сторис в соцсети или ответить на сообщения. В таком случае вы не отвлекаетесь, а просто компенсируете небольшой «простой».
- Если два дела затрагивают разные процессы. Например, одно требует работы ума, другое — рук. Пока идёте за покупками, прибираете дома или делаете любую другую механическую работу, не требующую умственного напряжения, вполне можно послушать полезную аудиокнигу.
2. Найдите в своём графике «ядро»
Даже в самом хаотичном расписании, скорее всего, есть стабильность. Например, в какие-то дни вы ходите на групповые занятия в спортзал, уроки английского или на маникюр. А в другие ездите в офис на планёрку или встречаетесь с постоянным клиентом.
Пусть эти дела, чётко привязанные к определённому времени, станут своеобразным ядром, вокруг которого вы будете выстраивать остальное расписание.
Вам останется только заполнить пробелы более гибкими задачами — и вот у вас уже появился распорядок, а не просто хаотичное нагромождение заданий.
Это даст вам чувство определённости и стабильности. К тому же с более-менее постоянным расписанием вы будете успевать больше и меньше времени потратите на попытки сориентироваться в множестве беспорядочных задач.
3. Создавайте ритуалы
Гибкие задачи, в том числе личные, тоже могут стать важной частью расписания. И если объединить их в группы и привязать к определённому времени суток, они превратятся в ритуалы. Например, утренний ритуал может состоять из зарядки, медитации, ведения дневника — как в нашумевшей книге Хэла Элрода «Магия утра». А в вечерний можно добавить чтение, зарядку для глаз, ванну с ароматными маслами, уходовые процедуры и так далее.
Ритуалы помогают структурировать день и разделить его на блоки, приносят чувство стабильности, настраивают на работу. А ещё улучшают сон.
4. Поддерживайте рабочий настрой
У тех, кто работает вне дома, с этим проще: сама обстановка офиса или кабинета располагает к работе. А вот фрилансерам и удалёнщикам бывает очень сложно настроиться на выполнение задач. Всегда есть соблазн проваляться на диване пару дней или, наоборот, забыть «уйти» с работы и сбросить напряжение.
Чтобы такого не происходило, старайтесь разделять работу и домашние дела.
Например, занимайтесь рабочими вопросами только до строго определённого часа и по определённым дням — как это было бы при постоянном графике. И обязательно выделите дома рабочую зону: усевшись на диван, где вы обычно смотрите сериалы, настроиться на дело будет сложно.
5. Спите днём
Особенно если по вине нестабильного графика не высыпаетесь по ночам. Короткий — от 10 до 90 минут — дневной сон освежает, помогает восстановить силы, заряжает энергией. Продолжительность такого отдыха придётся определить самостоятельно, отталкиваясь от собственных ощущений.
И вообще: не забывайте отдыхать и делать перерывы каждые 25–45 минут. Иначе вы рискуете потерять концентрацию и работа будет непродуктивной.
6. Держите личные дела в приоритете
При обычном расписании работа занимает строго отведённое для неё время — например, с 10:00 до 18:00. А когда график нестабильный, она норовит поглотить 16 часов в сутки. Если не все 24. А личные дела и проекты часто задвигаются в долгий ящик с оговоркой «сделаю, когда закончу с работой». Но этот счастливый момент так и не наступает.
Поэтому попробуйте поступить от противного. В первую очередь уделите время личным делам — спорту, самообразованию, творчеству или блогингу. И только потом приступайте к основным задачам. Так вы научитесь делать ту же работу за меньшее время и избавитесь от ощущения, что жизнь проходит мимо вас, а вы не успеваете делать то, что вам важно.