Но учтите, что в те суровые времена даже самые безобидные варианты досуга иногда оборачивались трагедией.
1. Игра в покаяние
Строго говоря, это развлечение называлось Hot Cockles, «Игра в горячих моллюсков‑сердцевидок». При чём тут эти существа, решайте сами. Игра была популярна среди европейской знати со времён Средневековья и вплоть до XVIII века.
Суть в следующем. Один участник, «кающийся», с завязанными глазами кладёт голову на колени рефери — «исповедника». Остальные встают сзади. По сигналу кто‑то из них бьёт «кающегося» по спине — при этом его могли и невинно шлёпнуть, и хорошую затрещину влепить. Бедняга же должен угадать, кто его ударил. Если ему это удалось, сделавший это становится новым «кающимся».
А если нет, участник будет и дальше получать оплеухи — пока не угадает.
В игру играли и дети, и взрослые. Последним она нравилась, потому что «кающейся» могли назначить привлекательную девицу: болезненные шлепки были своеобразным способом пофлиртовать с ней. Такие вот суровые средневековые ухаживания.
2. Жмурки
Средневековые жмурки назывались Hoodman’s Blind — «Слепец в капюшоне», или Blind Man’s Bluff — «Обман слепца». И они были куда менее приятными, чем современный вариант игры.
Водящему надевали на голову капюшон, закрывающий лицо и полностью лишающий возможности видеть, и крутили его несколько раз вокруг своей оси, чтобы дезориентировать. Затем участники должны были как следует поиздеваться над «слепцом» — разрешалось его толкать, дёргать за одежду, хлестать чем ни попадя и даже избивать свёрнутым в узел мешком. Ведущий же в это время должен был ловить своих мучителей.
Если ему удавалось схватить кого‑то, тот становился следующим «слепцом», и побои доставались уже ему. Естественно, больше всех старался отомстить новому игроку за причинённые мучения предыдущий страдалец.
3. Домашняя акробатика с курицей, водой и свечками
В 1801 году британский гравёр, писатель и филантроп Джозеф Стратт опубликовал книгу о средневековых развлечениях его страны. Помимо упомянутых «горячих моллюсков» и жмурок с побоями, там описывались и другие, более экстравагантные игры.
В качестве источника информации Стратт использовал средневековые манускрипты и картины, а потому ему не всегда удавалось точно передать правила игры. Например, одним из таких развлечений было сидение с зажжённой свечкой на шесте над бадьёй с водой.
Возможно, игрок должен был как можно дольше удерживаться от падения, сохраняя равновесие и игнорируя капающий на руки горячий воск.
В другом варианте развлечения нужно было проделывать то же самое с шестом и сидящей на нём курицей.
По словам искусствоведа Калеба Киффера, средневековые люди часто маялись от скуки и поэтому придумывали игры, в которые можно было бы играть дома одному. Когда у тебя нет смартфона, интернета и сериалов на стриминговых сервисах, появляется слишком много свободного времени.
4. Рыцарские турниры на деревянных лошадках
Мы уже рассказывали, что настоящие рыцарские турниры — вовсе не такое благородное и бескровное развлечение, как его описывают в фэнтези‑романах и показывают в кино.
Дело в том, что победитель мог законно забрать доспехи, оружие, коня или внушительную денежную ставку у проигравшего, а такие потери способны были позволить себе далеко не все. Поэтому обедневшие воины вполне могли начать сражаться насмерть, чтобы сберечь последнее имущество.
И поскольку настоящие турниры с живым противником на боевом коне и с пикой в руках были делом трудным и опасным, средневековые рыцари изобрели способ тренироваться, не подвергая жизнь излишнему риску. Такие игры назывались квинтен или паво (от лат. «пятый» и «павлин»).
Всадник с пикой на коне должен был поразить манекен на длинной опоре или специальную мишень. В некоторых случаях последняя устраивалась хитро: на вершине деревянного шеста закреплялся чан с водой, который при неудачном ударе опрокидывался на незадачливого рыцаря. Или мешок с песком, который бил его по голове и ронял на землю.
Иногда, чтобы сделать квинтен ещё веселее, рыцари ездили не на живых конях, а на деревянных, с колёсиками. А тянули их оруженосцы или крестьяне. Рыцарь бил своих слуг по спине, заставляя пошевеливаться, и, взяв разгон на своём заменителе лошади, пронзал копьём мишень или деревянное кольцо.
5. Парад шаривари
Шаривари переводится с французского как «кошачий концерт». Это развлечение напоминало маскарад, музыкальный парад и пьяную гульбу по улице одновременно и устраивалось во время разных праздников — чаще всего свадеб.
Его участники обряжались в разные костюмы, хватали музыкальные инструменты, а также кастрюли, котлы и прочую гремящую посуду, кричали, пели неприличные песни, дико скакали и имитировали голоса животных — в основном крики кошек весной.
Они отправлялись на свадьбы или домой к только что поженившимся молодожёнам, распевали под окнами грубые серенады невесте и заставляли новобрачных пить вино и делать глупости перед толпой. Участники шаривари не всегда были знакомы со своими жертвами и запросто могли заглянуть и к чужим людям.
Гуляки отставали от жениха и невесты, только когда те давали им денег, которые тотчас пропивались в ближайшем кабаке.
Поводом для вторжения шаривари на свадьбу, как правило, становилось недостаточное целомудрие невесты. Если женщина выходила замуж во второй раз, или, по слухам, наставляла рога жениху, гуляки таким образом старались пристыдить её. Издевались так и над мужчинами, которые, например, позволяли суженой себя поколотить или терпели её склочный характер.
Вы можете сказать, что это, наверное, было какое‑то вульгарное развлечение для крестьян, но на самом деле шаривари придумали аристократы. Даже у королей оно было в ходу. И не всегда пьяные игрища заканчивались хорошо.
Например, 28 января 1393 года Изабелла Баварская решила устроить шаривари по случаю свадьбы её фрейлины Екатерины де Фатаврен с графом Ортенбургским Этцелем. Та выходила замуж во второй раз, и королева решила подшутить над ней. Она нарядила пятерых своих придворных в костюмы «диких людей» и обезьян. К развлечению с удовольствием присоединился и её муж, король Карл VI.
Фрейлина с супругом и другими придворными спокойно праздновали свадьбу, как вдруг в зал ворвались шестеро монстров. Летописцы описывали их так: «Нагие и волосатые, как сатиры… танцевали в дьявольском неистовстве». Они начали кричать, выделывать жуткие кульбиты и оскорблять всех присутствующих, чем немало напугали невесту.
Но в какой‑то момент один из «дикарей» неудачно врезался в брата короля, герцога Людовика Орлеанского, у которого в руках был факел. А наряды шаривари были сшиты из войлока и намазаны воском.
В общем, четверо дворян сгорели заживо, а множество других участников получили серьёзные ожоги и умерли спустя несколько суток.
Карл VI выжил, потому что его 15‑летняя тётя, герцогиня Жанна Беррийская, накинула ему на голову своё платье, сбила огонь и спасла короля. Это историческое событие, кстати, вдохновило рассказ Эдгара По «Прыг‑Скок».
6. Ловля яблок
На фоне предыдущих суровых средневековых способов разогнать скуку этот кажется довольно безобидным. Выглядело оно так: берём яблоки и кидаем их в бадью с водой, а участников заставляем набрать как можно больше плодов, используя только рот — никаких рук. Да, это развлечение очень древнее и появилось в Средневековой Европе.
Иногда на яблоке вырезали имя юноши, если играли женщины, или девушки — если играли мужчины. С тем, кто попадался, можно было пофлиртовать или даже устроить свидание. Это был своеобразный способ ухаживания в эпоху, когда личная жизнь сильно ограничивалась церковными запретами и христианской моралью.
Ещё один вариант игры — когда яблоко подвешивали на верёвке, а участники состязания пытались сорвать его зубами. Кто первый дотянулся, тот и победил.